Бизнес

Культура Руси XVI века Развитие русской культуры. Русская культура Скачать презентацию исторический период развитие культуры








Другие известные постройки на Руси этого времени: Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили. Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.




Живопись Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.


Литература Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры: - повести (« Повесть о Дракуле») - беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском) - рассказы. Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.


Книгопечатание XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол». Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.





Cлайд 1

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII в. Чернова Светлана Семеновна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИ ПКППС

Cлайд 2

Периодизация истории русской культуры XVIII в. Первый период (конец XVII – первая четверть XVIII в.) – становление новой культуры. Второй период: (середина – вторая половина XVIII в.)– развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной традиционной культуры.

Cлайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ в XVIII в. В годы правления Петра I проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой. В России начала создаваться система светского образования, которая действовала наряду с системой духовного просвещения.

Cлайд 4

Образование в России в XVIII в. Сословный характер Создание светского образования (начальное, среднее, высшее), действовавшего наряду с системой духовного просвещения Создание новых учебников, развитие книготорговли Открытие первой в России публичной библиотеки (1714 г.)

Cлайд 5

Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II) Талантливый русский педагог И.И. Бецкой – проводник политики Екатерины II в области просвещения, разработал «Генеральное учреждение обоего пола юношества», утвержденное императрицей, для воспитания детей в закрытых сословных учебных заведениях

Cлайд 6

Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II) Создание Воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге(1770) для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев. Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764). Открытие Демидовского лицея для детей купцов и мещан (1772) Открытие Екатерининского института для детей купцов и мещан (1779)

Cлайд 7

Школьная реформа в России (80-е годы XVIII в.) В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, положившая начало созданию системы общеобразовательной школы с едиными учебными планами и единой методикой обучения. Большую роль в проведении реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. Школьная система была двухступенчатой: В уездных городах – малые народные училища (2-летнее обучение) В губернских городах – главные народные училища (4-летнее обучение). К концу XVIII в. в стране было создано 400 народных училищ.

Cлайд 8

Наука в России в XVIII в. Открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.) – важнейший этап развития российской науки в XVIII столетии. В Российской академии наук работали крупные ученые: математики Л.Эйлер, Д. Бернулли, астроном Ж.Делиль, физики Д.Рихман, Ф. Эпинус.

Cлайд 9

Наука в России в XVIII в. М.В. Ломоносов (1711- 1765) – великий русский ученый, один из титанов мировой науки. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где бы не проявился его гений.

Cлайд 10

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Естественно-математические науки: М.В. Ломоносов - один из основоположников физической химии. Открытие закона сохранения энергии Предположения об атомно-молекулярном строении вещества Открытие атмосферы на Венере – основание астрофизики

Cлайд 11

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Гуманитарные науки и литература: В истории М.В. Ломоносов первым выступил против норманской теории; «Российская грамматика» - первая научная грамматика русского языка; В поэзии – создание силлабо-тонического стихосложения (оды, поэмы и стихотворения)

Cлайд 12

М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в. Основатель старейшего Российского университета – Московского (1755) Первыми профессорами университета были его ученики: А. А. Барсов и Н. Н. Поповский. Университет имел три факультета: Философский с отделениями словесным и физико-математическим Юридический Медицинский

Cлайд 13

Техника в России в XVIII в. Кулибин Иван Петрович (1735 - 1818) - русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. В 1764-67гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 г. императрице Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН.

Cлайд 14

Техника в России в XVIII в. В 1779 Кулибин сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. В 1791 г. Кулибин Иван Петрович изготовил повозку-самокатку, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.

Cлайд 15

Архитектура России XVIII в. В области градостроительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Ее основные черты: Геометрическая правильность, симметричность Единые правила и приемы в застройке улиц Определенное соотношение размеров и высоты зданий.

Cлайд 16

Архитектура России XVIII в. Господствующий стиль архитектуры первой половины XVIII в. – барокко (от итал. «вычурный»). Характерные черты: Монументальность Изогнутые линии фасадов Крупнейший мастер стиля барокко – В.В. Растрелли

Cлайд 17

Архитектура России XVIII в. Доменико Трезини – выдающийся русский архитектор раннего барокко в России, осуществлявший планировку и застройку Петербурга.

Cлайд 18

Архитектура России XVIII в. Д. Трезини – автор знаменитых петербургских архитектурных творений – это собор Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий.

Cлайд 19

Архитектура России XVIII в. В Москве гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки).

Cлайд 20

Литература России XVIII в. Расцвет русской литературы – вторая половина XVIII в., когда была создана развитая система жанров: Ода Басня Элегия Трагедия Комедия Повесть Роман.

Cлайд 21

Литература России XVIII в. Вторая половина XVIII века – начало формирования художественно-реалистического направления в русской литературе (Д.И. Фонвизин). Д.И, Фонвизин –автор комедий «Бригадир», «Недоросль».

Cлайд 22

Литература России XVIII в. В конце XVIII в. В русской литературе развивается стиль сентиментализма – его расцвет связан с творчеством Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»).

Cлайд 23

Живопись в России XVIII в. В первой половине века основные жанры: портрет (А.М. Матвеев и И.Н. Никитин); гравюра (А.Ф.Зубов и А.И. Ростовцев) Во второй половине века основные жанры: исторический и мифологический (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов), бытовой (М.Шибанов), портрет (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В. А. Боровиковский)

Cлайд 24

Cлайд 25

Живопись в России XVIII в. Левицкий Д Г. – крупнейший русский художник второй половины XVIII в., мастер парадного портрета. Портрет Екатерины II (1780) – его известная работа в этом жанре.

Cлайд 26

Живопись в России XVIII в. Портрет М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского – яркий образец сентиментализма в русской живописи конца XVIII в.

Cлайд 27

Скульптура в России XVIII в. Основной жанр русской скульптуры – портрет. Скульпторы: Б. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Э. Фальконе.

Cлайд 28

Скульптура в России XVIII в. Шубин Федот Иванович (1740-1805) - скульптор. Его творчество было вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. Родился на Севере, в семье холмогорских крестьян, среди которых издавна процветала резьба по кости. Зимой 1759 девятнадцатилетним юношей, с обозом рыбы приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться скульптурному мастерству. Возможно, на первых порах ему помог земляк - Ломоносов М.В. В 1761, покровительствуемый Ломоносовым М.В. и первым попечителем Академии художеств Шуваловым И. И., Шубной Ф.И. был внесён в списки учеников под именем Федота Шубина.

Cлайд 29

Скульптура в России XVIII в. Шубин Ф.И. – замечательный мастер скульптурного портрета XVIII в. Портрет Барышникова И.С. 1778 – известная работа его в этом жанре.

Презентации о русской культуре для уроков МХК

Чтобы посмотреть содержание презентации нажмите на её эскиз. Чтобы бесплатно скачать презентацию по русской культуре нажмите на её название.

Презентации о русской культуре

список всех презентаций по русской культуре в виде таблицы
Название презентации Автор Слайды Слова Звуки Эффекты Время Скачать
Русская культура Елена 30 1871 0 63 00:00 6 881 кБ
user 25 1004 0 4 00:00 6 188 кБ
Развитие культуры в России Я 15 435 0 0 00:00 74 кБ
Духовные ценности России xxx 48 287 0 3 00:00 3 495 кБ
Comp 12 721 0 0 00:00 979 кБ
Русская ярмарка Home 30 657 1 2 00:00 3 882 кБ
Всего: 6 презентаций 160 00:00 21 мБ

Чтобы посмотреть презентацию нажмите на ссылку в столбце «Название презентации».
Чтобы бесплатно скачать презентацию нажмите на ссылку в колонке «Скачать».

Презентации про русскую культуру

Русская культура

Слайдов: 30 Слов: 1871 Звуков: 0 Эффектов: 63

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Проблемные вопросы. Народные праздники. Рождество. Коляда. «Рождественская ночь». Святки. Масленица. Понедельник – «Встреча», Вторник – «Заигрыши», Среда – «Лакомка». Первая примета масленицы- блины. Блиномания. Ай, масленица, обманщица. Жаворонки - веснянки. Жаворонок, жаворонок. Картофельные „жаворонки. Пасха. История русской народной одежды. Мужская одежда. Русская рубаха. - Русская культура.ppt

Европейский Север в русской культуре

Слайдов: 25 Слов: 1004 Звуков: 0 Эффектов: 4

Роль Европейского Севера. Переселенцы из Новгородских земель. Архитектурные «жемчужины» России. Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Соловецкий монастырь. Художественные промыслы. Начало промысла. Каргопольская глиняная игрушка. Особенность каргопольской игрушки. Шемогодская резьба по бересте. Традиционный растительный мотив. Резьба по кости. Форма кости. Гордость Севера. Чудо деревянного зодчества. Преображенский собор. Церковь построена без единого гвоздя. Европейский Север. - Европейский Север в русской культуре.pptx

Развитие культуры в России

Слайдов: 15 Слов: 435 Звуков: 0 Эффектов: 0

Экономика социокультурной деятельности. Основы развития культуры современной России. Отношения собственности в сфере культуры. Появление разнообразных форм собственности. Претензии различных классов. Проявление права собственности. Группы культурных ценностей. Удовлетвореие гарантированных норм потребления услуг. Культурные ценности. Могут быть разделены. Группа культурных ценностей. Приватизация государственной собственности. Создание новых предприятий. - Развитие культуры в России.ppt

Духовные ценности России

Слайдов: 48 Слов: 287 Звуков: 0 Эффектов: 3

УРОК №1 Тема: «Россия – наша РОДИНА» Тип урока: изучение нового материала. Россия- наша родина. Цель: способствовать формированию интереса к новому предмету «Основы православной культуры». Задачи урока. Развитие интереса к истории России. Рассмотреть религиозный состав населения России, основные религии, исповедуемые жителями страны. Воспитание достойных граждан своей страны. Место проведения: классная комната. Ход урока: РАБОТА СО СЛОВАМИ: - традиции - духовные традиции - ценности. Духовные традиции- ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения другому. - Духовные ценности России.ppt

Русское декоративное искусство

Слайдов: 12 Слов: 721 Звуков: 0 Эффектов: 0

Декоративное искусство России IX - начала XX века. Искусство IX - первой половины XIII века. Искусство XIV - XV веков. Резьба по дереву. Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Новгород. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г. Подьём культуры после свержения татаро-монгольского ига. Шили главным образом гладью, воспроизводя работы иконописцев. Искусство конца XV - XVI века. Москва становится столицей могучей державы. Расцвет русского зодчества. Строительство Москвы, храмов. Наивысший расцвет искусства орнаментальной резьбы по дереву, камню. - Русское декоративное искусство.ppt

Русская ярмарка

Слайдов: 30 Слов: 657 Звуков: 1 Эффектов: 2

Русская ярмарка. Русский народ. Мы рады гостям. Хлебом, солью встретим гостей. Ярмарка. Ярмарочные увеселения. Ярмарка и гулянье. Увеселительные городки. Ремеслом хвалились. Лавки с товаром. Музыка. Карусельный «дед». Скоморохи. Петрушка. Торговый зазывала. Шутки. Картины. -


Культура - это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и восприятия. Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.


История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса


Понятие «культура» очень емкое. Оно включает в себя и нравственные нормы, и весь круг идей, которые определяют жизнь социума, и творчество отдельного человека и многое другое. В исследовательской литературе можно обнаружить несколько основных концепций "культуры", которые определяют подходы ученых к истории собственно русской культуры Сторонники первого подхода рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком Сторонники второго подхода, напротив, рассматривают культуру как творческую деятельность человека


В 70-е гг. XX века складывается еще одно толкование культуры. Само его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. Его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. К этому времени стало очевидно, что разобщение гуманитарных наук губительно для гуманитарного знания в целом. В исследовательских кругах было осознано, что выделение сферы материальной и духовной культуры нередко затрудняет понимание смысла, во-первых, самой культуры и, во-вторых, той роли, которую играет культура в жизни общества и человека


В результате оформилось определение культуры, которое тесно связано с функционированием общества, с его социальной жизнью Культура - это способ человеческого существования, совокупность картин мира, которые явно или латентно присутствуют в сознании членов общества и определяют их социальное поведение. Культура - это явление человека в истории или способ, каким он себя обнаруживает и видит в истории.


Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени




Первый этап развития русской культуры Славянская культура В эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины


Особенности развития культуры на данном этапе: -открытость географического положения (вторжения кочевых народов); -природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности); -создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря); -упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей; -падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время




Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство


Второй период связан с династией Романовых (). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.


Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры, которую нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой 18



Слайд 2

Предисловие

Здравствуйте! Меня зовут Анна Щадрина, я автор этой презентации. Она предназначена для изучения истории культуры России и подготовки к ЕГЭ. Весь материал упорядочен по разделам, в которых находится только нужная информация для успешной сдачи экзаменов. Для создания презентации я использовала книгу Р. В. Пазина“История развития Российской культуры”. Очень удобное пособие, советую его приобрести. В нём также содержится комплекс тестов для подготовки к ЕГЭ. Желаю удачи!

Слайд 3

Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв. Культура русских земель XII – первой половины XIII вв. Русская культура второй половины XIII – XV вв. Культура России XVI в. Русская культура XVII в. Культура России первой половины XVIII в. Культура России второй половины XVIII в. Культура России первой половины XIX в. Русская культура второй половины XIX – начала XX вв. ЗАВЕРШИТЬ ПОКАЗ

Слайд 4

Культурные преобразования России в 1920-е гг. Культурное развитие СССР в 1930-егг. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945-1953) Культура в период “оттепели” (1953-1964) Культура СССР в 1964-1985 гг. Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг. Культура России в 1990-е гг. – начале XXI в. ЗАВЕРШИТЬ ПОКАЗ

Слайд 5

Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.

Главным моментом развития русской культуры является становление государственности. Именно с этого момента у Руси появляется: Религия Литература Архитектура Живопись:фрески, мозаики, иконы. К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 6

Религия в VI-XI вв.

Древние славяне были язычниками. Важнейшими богами были: Перун – бог грома и войны Велес – покровитель скотоводства Мокошь, оберегавшая хозяйство Симаргл – бог подземного мира Князь Владимир Святославович пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. Но его меры мало что изменили. В 988 году он ввёл христианство, что заложило основу единства государства.

Слайд 7

Литература в VI-XI вв.

Первая на Руси азбука кириллица была изобретена братьями Кириллом и Мефодием Вместе с письменностью пришли переводы греческих сочинений, как Библия Митрополит Иларион написал “Слово оЗаконе и Благодати” Первая библиотека появилась при Ярославе Мудром при киевском Софийском соборе Самая первая летопись – Древнейший свод

Слайд 8

Архитектура в VI-XI вв.

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), 996 г. Софийский собор в Киеве, 1037 г. Золотые ворота в Киеве крестово-купольный тип храма Владимир I Ярослав Мудрый Ярослав Мудрый

Слайд 9

Культура русских земель XII – первой половины XIII вв.

В XII начинается развитие новых культурных центров из-за обособления от Киева наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными волостями. Литература:1113 – “Повесть временных лет” Нестор;“Устав” и “Поучение детям”Владимира Мономаха;1185 – “Слово о полку Игореве”; “Слово” Даниила Заточника Архитектура К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 10

Архитектура XII- первой половины XIII вв.

Георгиевский собор Юрьева монастыря (мастер Петр) Церковь Спаса-Нередицы под Новгородом Успенский собор во Владимире, 1160 Золотые ворота во Владимире Церковь Покрова на Нерли, 1165 Дмитровский собор во Владимире храмы строились из местного камня – известняка Мстислав Великий Андрей Боголюбский Всеволод Большое Гнездо Андрей Боголюбский Андрей Боголюбский

Слайд 11

Русская культура второй половины XIII – XV вв.

Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Однако традиция не прервалась. Вряд ли можно говорить о каком-либо влиянии монгольской культуры на русскую. Религия Литература Архитектура Иконопись К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 12

Религия второй половины XIII – XV вв.

В XV распространились ереси и ожесточились религиозные споры. Идейное противостояние Иосифляне (Иосиф Волоцкий) - монастыри и церкви должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян Нестяжатели (Нил Сорский) - монахи должны жить своим трудом, главная их задача –духовное самосовершенствование

Слайд 13

Литература второй половины XIII – XV вв.

“Слово о погибели Русской земли” – небольшое предисловие “Жития Александра Невского” “Задонщина” – поэтическое произведение, отклик на Куликовскую битву, созданное рязанским боярином Софонием “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина

Слайд 14

Архитектура второй половины XIII – XV вв.

Успенский собор в Москве (Фированти) Архангельский собор в Москве (Алевиз Новый) Благовещенский собор в Москве Колокольня Ивана Великого/Иоанна Лествичника (Бон Фрязин) Грановитая палата (Марк Руффо, П. Солари) первые монументальные здания Иван III Василий III Иван III Иван III Василий III

Слайд 15

Иконопись второй половины XIII – XV вв.

Спас Вседержитель – роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (Феофан Грек) Троица (Андрей Рублёв) Покров Богородицы – роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Дионисий)

Слайд 16

Культура России XVI в.

Было завершено объединение земель вокруг Москвы, что вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. Литература: 1553 – первая типография в Москве 1563 – Печатный двор (И. Федоров) 1564 – первая книга “Апостол” (И.Федоров, П. Мстиславец) Лицевой свод “Четьи-Минеи” (архиепископ Макарий) “Домострой” (священник Сильвестр) Архитектура К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 17

Архитектура XVI в.

Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря (лавры) Церковь вознесения в Коломенском Покровский собор на Рву (Собор Василия Блаженного) (Бармаи Постник) Царь-пушка (А. Чохов) новая конструкция храма - шатёр Василий III Иван IV Фёдор Иванович

Слайд 18

Русская культура XVII в.

VII век, являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время бы веком её завершения. Россия стояла на пороге Нового времени. В культуре выделяются тенденции: влияние запада и освобождение от господства церкви. Религия Литература: “Повесть о Шемякином суде”, стихи Симеона Полоцкого,“Житие протопопа Аваакума” Архитектура Иконопись Образование: в 1687 открыто первое высшее учебное заведение в Москве – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды), где проходили греческую грамматику, поэтику, риторику и философию. К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 19

Религия XVII в.

Раскол является одним из значительных событий в жизни русской церкви. Идейное противостояние Кружок ревнителей благочестия/Никонианцы (патриарх Никон) - образец для исправления отклонения от ортодоксального образца следует взять греческие тексты Старообрядцы (протопоп Аваакум) - в качестве образца следовало взять не греческие, а древнерусские книги

Слайд 20

Архитектура XVII в.

Церковь Покрова в Филях Ансамбль Кижского погоста Спасская башня Московского Кремля Теремной дворец (Огурцов, Ушаков, Константинов) Деревянный дворец в Коломенском новый стиль – нарышкинское барокко Пётр I Михаил Фёдорович Алексей Михайлович

Слайд 21

Иконопись XVII в.

Икона Спас Нерукотворный (Симон Ушаков) Парсуна с изображением М.В. Скопина-Шуйского Парсуна с изображением Ивана Грозного возникновение портрета - парсуны

Слайд 22

Культура России первой половины XVIII в.

Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории России. Большое влияние на характер Петровских реформ оказала симпатия к западному образу жизни и быту. Литература Архитектура Живопись Скульптура Образование:Школа математических и навигационных наук; Артиллеристская школа; Медицинская академия; Инженерная школа; 1716 - Цифирные школы;1725 – Академия наук К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 23

Литература первой половины XVIII в.

С конца 1702 стала издаваться первая печатная газета – “Ведомости” 1703– “Арифметика” –Л. Магницкий В 1717 году было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием “Юности честное зерцало”Петра I “Духовный регламент” –Феофан Прокопович “Книга о скудности и богатстве” –И.Т. Посошков

Слайд 24

Архитектура первой половины XVIII в.

Петропавловский собор (Трезини) Здание Двенадцати коллегий (Трезини, Доменико) Дворец Меншикова в Петербурге (Дж. Фонтана) возникновение регулярной городской застройки Пётр I Пётр I Пётр I

Слайд 25

by Щадрина Анна 08.05.1998 Живопись первой половины XVIII в. Портрет канцлера Г.И. Головкина (И.Н. Никитин) Автопортрет с женой (А.М. Матвеев) Панорама Санкт-Петербурга (А.Зубов) популярны гравюры

Слайд 26

Скульптура первой половины XVIII в. Бюст Петра I (К. Растрелли) Императрица Анна Иоанновна с арапчонком(К. Растрелли)

Слайд 27

Культура России второй половины XVIII в.

К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Литература Архитектура Живопись Скульптура Образование: в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами; 1764 – Смольный институт благородных девиц; 1755 – Московский университет (стараниями М.В. Ломоносова, И.И. Шувалова) Наука эпоха Просвещения К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 28

Литература второй половины XVIII в.

Юмористический журнал “Всякая всячина”Екатерины II, посвященный расточительству, женскому непостоянству и тд. Журнал “Трутень”Н. Новикова, где автор насмехается над журналом императрицы -> закрыт -> журнал “Живописец”, десять томов “Древней Российской Вивлиофики” Три направления: классицизм: ода “Вольность”, “Путешествие из Петербурга в Москву”А.Радищева; А. Кантемир, В. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Державин, А.П. Сумароков – создатель трагедии и комедии художественно-реалистическое: комедии “Бригадир” и “Недоросль” Д. Фонвизина сентиментализм: “Бедная Лиза”Н.М. Карамзина

Слайд 29

Архитектура второй половины XVIII в.

формирование русского барокко, расцвет классицизма Большой Петергофский дворец (Ф. Растрелли) Екатерининский дворец в Царском Селе (Ф. Растрелли) Зимний дворец (Ф. Растрелли) Елизавета Петровна Екатерина II Елизавета Петровна

Слайд 30

формирование русского барокко, расцвет классицизма Смольный собор (Ф. Растрелли) Колокольня Троице-Сергиевой Лавры (Д. Ухтомский) Никольский Морской собор в Петербурге (С. Чевакинский) Елизавета Петровна Екатерина II Екатерина II

Слайд 31

формирование русского барокко, расцвет классицизма Петербургская академия художеств (А. Кокоринов, Ж. Валлен-Деламот) Дом Пашкова(А. Баженов) Здание Сената в Кремле (М.Казаков) Голицынская больница (М.Казаков) Смольный институт (Д. Кваренги) Елизавета Петровна Екатерина II

Слайд 32

формирование русского барокко, расцвет классицизма Мраморный дворец(А. Ринальди) Таврический дворец (И. Старов) Академия наук(Д. Кваренги) Екатерина II Екатерина II

Слайд 33

Живопись второй половины XVIII в.

формирование русского барокко, расцвет классицизма Портрет Екатерины II (Ф. Рокотов) Портрет А.П. Струйской (Ф. Рокотов) Портрет Д.Г. Демидова (Д. Левицкий) Екатерина II Законодательница (Д. Левицкий)

Слайд 34

формирование русского барокко, расцвет классицизма Портрет князя А. Куракина(В. Боровиковский) Портрет М. Лопухиной (В. Боровиковский) Владимир и Рогнеда (А. Лосенко) Вид в окрестностях Старой Руссы (С. Щедрин)

Слайд 35

Скульптура второй половины XVIII в.

Бюст князя Голицына (Ф. Шубин) Бюст М.В. Ломоносова (Ф. Шубин) Памятник А. Суворову (М. Козловский) Самсон, раздирающий пасть льву (М. Козловский) Медный всадник (Э. Фальконе)

Слайд 36

Наука второй половины XVIII в.

М.В. Ломоносов в самых различных областях: в физике, химии, астрономии, истории, филологии Среди иностранных ученых, работавших в России, выделяется Л. Эйлер В Академии наук проводятся исследовательские работы в разных отраслях И.И. Ползунов – универсальная паровая машина И.П. Кулибин – автор многочисленных изобретений

Слайд 37

Культура России первой половины XIX в.

XIX характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса. Литература Архитектура Живопись Скульптура Образование Наука Музыка: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”М.И. Глинки; опера “Русалка”А. Даргомыжский К ОГЛАВЛЕНИЮ

Слайд 38

Литература первой половины XIX в.

“Горе от ума”А.С. Грибоедов Баллады В.А. Жуковского Поэты-декабристы: К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Бестужев, А. Одоевский А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь Критика В. Белинского формирование романтизма

Слайд 39

Архитектура первой половины XIX в.

by Щадрина Анна 08.05.1998 Казанский собор в Санкт-Петербурге (А. Воронихин) Адмиралтейство (А. Захаров) Исаакиевский собор (О. Монферран) Триумфальные ворота (О. Бове) Ампир - высокий классицизм Здание Биржи (де Томон) Александр I Александр I Александр I Николай I Николай I

Слайд 40

Ампир - высокий классицизм Михайловский замок (К. Росси) Александрийский театр (К. Росси) Здание Сената и Синода(К. Росси) Большой театр в Москве(О. Бове) Александр I Николай I

Слайд 41

Скульптура первой половины XIX в.

Памятник Минину и Пожарскому (И. Мартос) “Укротители коней” на Аничковом мосту (П. Клодт) Конный памятник Николаю I (П. Клодт)

Слайд 42

Живопись первой половины XIX в.

by Щадрина Анна 08.05.1998 Портрет В.А. Жуковского (О. Кипренский) Портрет А.С. Пушкина (О. Кипренский) Портрет А.С. Пушкина (В. Тропинин) Портрет графини Самойловой (К. Брюллов) господство романтизма, портрета, бытового жанра

Слайд 43

Утро помещицы (А. Венецианов) Гумно(А. Венецианов) На пашне. Весна (А. Венецианов) Явление Христа народу (А. Иванов) господство романтизма, портрета, бытового жанра

Слайд 44

Сватовство майора (П. Федотов) Свежий кавалер(П. Федотов) Девятый вал (И. Айвазовский) господство романтизма, портрета, бытового жанра

Слайд 45

Последний день Помпеи (К. Брюллов) Всадница(К. Брюллов) Автопортрет (К. Брюллов) господство романтизма, портрета, бытового жанра

Слайд 46

Образование первой половины XIX в.

1803 – указ о создании 6 учебных округов Открытие Царскосельского лицея 1827 – указ о запрете приёма в ВУЗы крестьян 1833– С.С. Уваров “Теория официальной народности” (православие, самодержавие, народность) Императорская военная академия 1835 – университеты лишены статуса внутренней автономии Артиллерийская академия

Слайд 47

Наука первой половины XIX в.

  • Слайд 48

    Слайд 49

    Русская культура второй половины XIX – начала XX вв.

    Литература Архитектура Живопись Скульптура Театральное искусство Кинематограф Музыка Опера и балет Образование Наука К ОГЛАВЛЕНИЮ Отмена крепостного права, либеральные реформы, проведенные в течение 60-70 годов XIX века, существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом.

    Слайд 50

    Литература второй половины XIX – начала XX вв.

    Критический реализм: И.С. Тургенев И.А. Гончаров Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский А.П. Чехов В.Г. Короленко А.И. Куприн И.А. Бунин М. Горький Драматургия: А.Н. Островский А.В. Сухово-Кобылин Сатира: М.Е. Салтыков-Щедрин Поэзия: Н.А. Некрасов Ф.И. Тютчев А.А. Фет

    Слайд 51

    Символизм: Д. Мережковский З. Гиппиус К. Бальмонт В. Брюсов А. Блок А. Белый В. Иванов Акмеизм: Н. Гумилёв Мандельштам А. Ахматова Футуризм: В. Маяковский А. Кручёных братья Бурлюки И. Северянин В. Хлебников Б. Пастернак Имажинизм: С. Есенин

    Слайд 52

    Архитектура второй половины XIX – начала XX вв.

    Храм Христа Спасителя (К. Тон) Главные стили: псевдовизантийский, псевдорусский, модерн Большой Кремлевский дворец (К. Тон) Московский вокзал в Санкт-Петербурге (К. Тон) Николай I Николай I

    Слайд 53

    by Щадрина Анна 08.05.1998 Главные стили: псевдовизантийский, псевдорусский, модерн Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (А. Парланд) Исторический музей в Москве (А. Семенов, О. Шервуд) Особняк Рябушинского (Ф. Шехтель) Александр III Александр II Николай II

    Слайд 54

    Живопись второй половины XIX – начала XX вв.

    В 1863 группа студентов-выпускников Академии художеств отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В знак протеста художники во главе с И. Крамским, не окончив официального курса, покинули Академию, образовав “Петербургскую артель художников”. В 1870, уже в Москве, И. Крамской, В. Перов, Н. Ге, Г. Мясоедов организовали “Товарищество передвижных художественных выставок”. Туда входили И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, И. Шишкин, А. Куинжи, И. Левитан, М. Васнецов, Н. Ярошенко и другие.

    Слайд 55

    В 1898 в Петербурге было основано новое художественное объединение “Мир искусства”. Во главе встали художник А. Бенуа и меценат С. Дягилев. Основное ядро составляли Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов. Также входили такие художники, как: М. Врубель, В. Серов, И. Левитан, М. Нестеров, А. Рябушкин, Н. Рерих, Б. Кустодиев, З. Серебряков, К. Петров-Водкин. “Мир искусства” издавал свой журнал под тем же названием. Много работали художники для театра. Л. Бакстом создавались выдающиеся театральные декорации для “русских сезонов” в Париже.

    Слайд 56

    Значительную роль в развитии русского модерна сыграл “Абрамцевский художественный кружок”, в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Меценатом кружка был С. Мамонтов. Членами были скульптор М. Антокольский, В. Васнецов, К. Коровин, И. Левитан, В. Нестеров, В. Поленов, В. Серов. Местом собрания художников было подмосковное имение Мамонтова Абрамцево.

    Слайд 57

    by Щадрина Анна 08.05.1998 Сельский крестный ход на Пасхе(В. Перов) Проводы покойника (В. Перов) Тройка (В. Перов) Портрет А.Н. Островского (В. Перов) Портрет Ф.М. Достоевского (В. Перов) критический реализм, пейзаж, модерн

    Слайд 58

    Христос в пустыне (И. Крамской) Портрет Л.Н. Толстого (И. Крамской) Незнакомка (И. Крамской) критический реализм, пейзаж, модерн

    Слайд 59

    Апофеоз войны (В. Верещагин) Грачи прилетели (А. Саврасов) Московский дворик (В. Поленов) критический реализм, пейзаж, модерн

    Слайд 60

    Рожь (И. Шишкин) Утро в сосновом бору (И. Шишкин) Вечерний звон (И. Левитан) критический реализм, пейзаж, модерн

    Слайд 62

    Не ждали (И. Репин) Запорожцы пишут письмо турецкому султану (И. Репин) Торжественное заседание Государственного совета (И. Репин) критический реализм, пейзаж, модерн

    Слайд 63

    Утро стрелецкой казни (В. Суриков) Меншиков в Берёзове (В. Суриков) критический реализм, пейзаж, модерн Боярыня Морозова (В. Суриков)

    Слайд 64

    критический реализм, пейзаж, модерн Покорение Сибири Ермаком (В. Суриков) Переход А. Суворова через Альпы (В. Суриков) Степан Разин (В. Суриков)

    Слайд 65

    критический реализм, пейзаж, модерн После побоища Игоря Святославича с половцами(В. Васнецов) Алёнушка(В. Васнецов) Богатыри (В. Васнецов)

    Слайд 66

    критический реализм, пейзаж, модерн Девочка с персиками (В. Серов) Портрет М. Ермоловой (В. Серов) Похищение Европы (В. Серов)

    Слайд 67

    критический реализм, пейзаж, модерн Пётр I (В. Серов) Прогулка короля (А. Бенуа) Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе (Е. Лансере) Зима. Каток (К. Сомов)

    Слайд 68

    критический реализм, пейзаж, модерн Московская улица XVII века в праздничный день (А. Рябушкин) Заморские гости (Н. Рерих) На Руси (М. Нестеров) Великий постриг (М. Нестеров)

    Слайд 69

    критический реализм, пейзаж, модерн Демон (М. Врубель) Царевна-лебедь (М. Врубель)

    Слайд 70

    новые течения: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т.д. Импровизация №7 (В. Кандинский) Смутное (В. Кандинский)

    Слайд 71

    новые течения: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т.д. Автопортрет с семью пальцами (М. Шагал) Над городом (М. Шагал)

    Слайд 72

    новые течения: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т.д. Пир королей (П. Филонов) Крестьянская семья (П. Филонов) Чёрный квадрат (К. Малевич)

    Слайд 73

    Скульптура второй половины XIX – начала XX вв.

    Иван Грозный (М. Антокольский) Пётр I (М. Антокольский) Умирающий Сократ (М. Антокольский)

    Слайд 74

    Памятник А.С. Пушкину (А. Опекушин) Памятник Александру III (П. Трубецкой) Старичок-полевичок и Стрибог (С. Конёнков) Памятник Тысячелетие России (М. Микешин)

    Слайд 75

    Театр второй половины XIX – начала XX вв.

    1898 – создание Московского Художественного театра (К. Станиславский и В. Немирович-Данченко) Известные актёры: М. Ермолова (Малый театр) П. Стрепетова(Александринский театр) В. Качалов (МХТ)

    Слайд 76

    Кино второй половины XIX – начала XX вв.

    Первые киносеансы в Петербурге и Москве состоялись в 1896 году. В 1908 году была выпущена первая русская игровая картина “Стенька Разин”. Известные актёры: И. Мозжухин В. Холодная А. Коонен

    Слайд 77

    Музыка второй половины XIX – начала XX вв.

    1862 – творческий союз “Могучая кучка” М. Глинка – основатель М. Балакирев Ц. Кюи М. Мусоргский – “Борис Годунов” А. Бородин – “Князь Игорь” Н. Римский-Корсаков– “Снегурочка” П. Чайковский – оперы “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, балеты “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик” А. Глазунов А. Скрябин С. Рахманинов

    Слайд 78

    Опера и балет второй половины XIX – начала XX вв.

    Лидирующее положение занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. М. Фокин – балетмейстер В. Нижинский – балетмейстер Ф. Шаляпин – оперный бас А. Павлова – балерина “Русские сезоны” – гастроли оперных и балетных трупп в Париже и Лондоне.

    Слайд 79

    Образование второй половины XIX – начала XX вв.

    1864 – “Положение о начальных народных училищах”: земские школы церковные школы народные училища Министерства народного просвещения 1864 – устав средних учебных заведений: классические гимназии, в которых изучались гуманитарные предметы реальные училища, в которых уделялось большое внимание к естественнонаучным предметам 1872 – Высшие женские курсы (В. Герье) Бестужевские курсы (К. Бестужев-Рюмин) К. Ушинский – идея воспитывающего обучения Л. Н. Толстой – развитие педагогики

    Слайд 80

    Наука второй половины XIX – начала XX вв.

  • Слайд 81

    Слайд 82

    Слайд 83

    Слайд 84

    Слайд 85

    Культурные преобразования России в 1920-е гг.

    Октябрьская революция оказала огромное воздействие на развитие культуры. Произошёл резкий слом традиций. Литература Архитектура: господство конструктивизма Живопись Скульптура: 1918 – Ленинский план монументальной пропаганды революционных ценностей Театральное искусство Кинематограф Образование Наука К ОГЛАВЛЕНИЮ

    Слайд 86

    Литература в 1920-е гг.

    1917 – “Пролеткульт” 1921 – “Серапионовы братья” 1925 – РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) “Перевал” (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей) – лидер А. Воронский ЛЕФ (Левый фронт искусств) – В. Маяковский Расцвет творчества М. Цветаевой, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Булгакова, М. Шолохова, Е. Петровой.

    Слайд 87

    Живопись в 1920-е гг.

    1922 – АХРР (Ассоциация художников революционной России). В.И. Ленин в Смольном (И. Бродский) Тачанка (М. Греков) Трубачи Первой конной армии (М. Греков) Купола и ласточки (К. Юон) Перед вступлением в Кремль (К. Юон)

    Слайд 88

    1924 – творческая группа “4 искусства” Купание красного коня (К. Петров-Водкин) Мать (К. Петров-Водкин) 1918 год в Петрограде (К. Петров-Водкин) Смерть комиссара (К. Петров-Водкин)

    Слайд 89

    Оборона Петрограда (А. Дейнека) 1925 – “Общество станковистов” (ОСТ) “Окна сатиры РОСТА” (Российское телеграфное агентство) – художники В. Маяковский и Д. Моор) Ты записался добровольцем? (Д. Моор) Помоги (Д. Моор) плакатная графика

    Слайд 90

    Театр в 1920-е гг.

    Актёры старшего поколения: М. Ермолова, А. Южин, А. Остужев, В. Качалов Режиссёр В. Мейерхольд ставил многочисленные пьесы в театрах Крупный вклад Е. Вахтангова в развитие театра МХАТ В. Мейерхольд

    Слайд 91

    Кино в 1920-е гг.

    Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм С. Эйзенштейна “Броненосец Потёмкин” , вышедший в 1925 году и получивший статус мирового шедевра. Афиша фильма “Броненосец Потёмкин”

    Слайд 92

    Образование в 1920-е гг.

    1917-1918 – декреты об отделении церкви от школы 1918 – реформа правописания 1919 – создаются “рабфаки” (рабочие факультеты) Руководство народным просвещением возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. Луначарским Создание системы всеобщего начального образования Декреты об обязательном обучении грамоте 1923 – добровольное общество “Долой неграмотность!”

    Слайд 93

    Наука в 1920-е гг.

  • Слайд 94

    Слайд 95

    П. Милюков – историк П. Струве – экономика П. Сорокин – социология и философия Н. Бердяев – философия М. Покровский – историк В начале 1920-х годов, когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде возникает движение сменовехства, получившее своё название от литературно-политического сборника “Смена вех”, издававшегося в Париже в 1921-1922 годах. Идеологи сменовехства (Н. Устрялов и другие) призывали перейти от конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.

    Слайд 96

    Культурное развитие СССР в 1930-е гг.

    В 30-е годы разрушались памятники архитектуры. Но всё же во многих сферах культуры были достигнуты значительные успехи. Литература Архитектура Живопись Скульптура Кинематограф Наука наступал период единообразия, в архитектуре преобладал “сталинский ампир” Рабочий и колхозница (В. Мухина) Мавзолей В. Ленина (А. Щусев) К ОГЛАВЛЕНИЮ

    Слайд 97

    Литература в 1930-е гг.

    1934 – “Союз писателей” – М. Горький, А. Фадеев И. Бунин: “Жизнь Арсеньева” – в 1933 удостоен Нобелевской премии М. Шолохов:“Тихий Дон”, “Поднятая целина” – в 1965 удостоен Нобелевской премии Н. Островский: “Как закалялась сталь” А. Толстой: “Пётр I” М. Булгаков: “Мастер и Маргарита” А. Платонов: “Котлован” социалистический реализм

    Слайд 98

    Живопись в 1930-е гг.

    Допрос коммунистов (Б. Иогансон) соцреализм На старом уральском заводе (Б. Иогансон) Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола (Б. Иогансон)

    Слайд 99

    Кино в 1930-е гг.

    “Александр Невский” – реж. С. Эйзенштейн, в главной роли Н. Черкасов; “Ленин в Октябре” – реж. М. Ромм; “Человек с ружьём” – реж. С. Юткевич; “Юность Максима”, “Возвращение Максима”, “Выборгская сторона” – реж. Г. Козинцев; “Весёлые ребята”, “Волга-Волга” – реж. С. Герасимов; “Свинарка и пастух” – И. Пырьев; “Чапаев” – Г. и С. Васильевы.

    Слайд 100

    Кадр из фильма “Александр Невский” Афиша фильма “Весёлые ребята” Афиша фильма “Чапаев”

    Слайд 101

    Наука в 1930-е гг.

    Физический институт имени П. Лебедева(С. Вавилов) Институт физических проблем (П. Капица) Работа И. Мичурина в сфере селекции Научно-исследовательский Институт истории при АН СССР Труды по истории Б. Грекова (история Руси), Е. Тарле (история стран Европы) Ликвидация автономии Академии наук 1938 – “Краткий курс истории ВКП(б)” под редакцией И.В. Сталина

    Слайд 102

    Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945-1953)

    Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Немалую роль в поднятии патриотического духа и достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. Литература Архитектура Живопись Кинематограф Наука Музыка:“Седьмая симфония”Д. Шостаковича Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова К ОГЛАВЛЕНИЮ

    Слайд 103

    Литература в 1945-1953 гг.

    Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. Симонов, А. Фадеев; многие погибли: А. Гайдар, Е. Петров и другие. К. Симонов – “Жди меня” А. Твардовский – “Василий Тёркин” К. Симонов – “Дни и ночи” А. Фадеев – “Молодая гвардия”

    Слайд 104

    Живопись в 1945-1953 гг.

    плакатная графика, тема Великой Отечественной войны Родина-мать зовёт! (И. Тоидзе) Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев (М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом)

    Слайд 109

    Наука в 1945-1953 гг.

    В отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат бюрократии. В 30-е годы место президента ВАСХНИЛ занял Т.Лысенко, который был ярым противником генетики, вследствие чего она была объявлена “буржуазной лженаукой”. Государство эксплуатировало труд учёных, осужденных за “антисоветскую деятельность”. Их держали в специальных зонах (“шарашках”), где они отбывали свои сроки.

    Слайд 110

    Культура в период “оттепели” (1953-1964)

    Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на XX съезде КПСС в 1956 году, ознаменовало начало нового периода – периода“оттепели” (эпоха Хрущёва). Литература Живопись Скульптура Театральное искусство:1957 – театр “Современник” (гл. реж. О. Ефремов); 1964 – Театр драмы и комедии на Таганке (гл. реж. Ю. Любимов) Кинематограф Образование: 1958– закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР” Наука К ОГЛАВЛЕНИЮ

    Слайд 111

    Литература в период “оттепели”

    Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский Барды:Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий Писатели-шестидесятники:Д. Гранин,Ю. Нагибин,Ю. Герман,В. Аксёнов, И. Ефремов,братья Стругацкие,Ю. Бондарев,К. Симонов 1955 – издаётся журнал “Юность”; В 1962 в журнале “Новый мир” (гл. редактор – А. Твардовский) опубликована повесть А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”; В 1950-е возник “самиздат” – так назывались машинописные журналы, например, “Синтаксис” (основатель молодой поэт А. Гинзбург). 1958 – Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе. Советские власти потребовали отказа от неё. Его обвинили в антинародности и призрении к “простому человеку”.

    Слайд 112

    Живопись в период “оттепели”

    “суровый стиль” Молодые скульпторы (Д. Жилинский) Строители Братской ГЭС (В. Попков)

    Слайд 113

    Скульптура в период “оттепели”

    Надгробный памятник Н. Хрущёву (Э. Неизвестный) Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы (Е. Вучетич) Родина-мать зовёт! (Е. Вучетич) Монумент “Мать-Родина” на Пискарёвском кладбище (В. Исаева, Р. Таурит) мемориальные комплексы, посвященные В.О.В.

    Слайд 114

    Кино в период “оттепели”

    “Летят журавли” – реж. М. Калатозов “Баллада о солдате” –реж. Г. Чухрай “Застава Ильича” – реж. М. Хуциев “Я шагаю по Москве” – реж. Г. Данелия военная тема, проблемы молодёжи, лёгкие романтические ленты Кадр из фильма “Я шагаю по Москве”

    Слайд 115

    Наука в период “оттепели”

    Нобелевские лауреаты: 1956 – Н. Семёнов – исследование химических цепных реакций 1962 – Л. Ландау – теория жидкого гелия 1964 – Н. Басов, А. Прохоров – создание лазера (первого квантового генератора) 1954 – первая в мире атомная электростанция в Обнинске 1957 – самый мощный ускоритель протонов – синхрофазотрон 1957 – запуск первого в мире искусственного спутника Земли 1961 (12 апреля) – Ю. Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос

    Слайд 116

    Культура СССР в 1964-1985 гг.

    Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущёвской “оттепели”, затронул и культуру. Советская культура при Л. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной её предыдущим периодом. Литература Живопись Кинематограф Музыка Образование К ОГЛАВЛЕНИЮ

    Слайд 117

    Литература в 1964-1985 гг.

    Ю. Трифонов – “Обмен” В. Распутин – “Живи и помни” В. Астафьев – “Царь-рыба” Ю. Бондарев – “Горячий снег” Б. Васильев – “А зори здесь тихие…” Альманах “Метрополь” (А. Битов, В. Аксёнов, Ф. Искандер, В. Ерофеев) 1970 – Нобелевская премия А. Солженицыну за роман “Архипелаг ГУЛАГ” Фельетон “Окололитературный трутень” писатели-деревенщики военная тема

    Слайд 118

    Живопись в 1964-1985 гг.

    15 сентября 1974 года в Москве была разгромлена выставка 24 художников-авангардистов (“бульдозерная выставка”). “фотографический реализм” Портрет афганца (А. Шилов)

    Слайд 119

    Кино в 1964-1985 гг.

    “Война и мир” – реж. С. Бондарчук “Операция Ы”, “Кавказская пленница”, “Бриллиантовая рука”, “Иван Васильевич меняет профессию” – реж. Л. Гайдай Кадр из фильма “Война и мир” Кадр из фильма “Операция Ы” А. Демьяненко Ю. Никулин фильмы, снятые по сюжету литературных произведений и комедии

    Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг.

    Эпоха перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М.С. Горбачёв начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Литература Живопись Кинематограф Телепередачи:“Взгляд”, “Двенадцатый этаж”, “До и после полуночи”, “600 секунд” гласность – свободное обсуждение недостатков страны в какой-либо сфере К ОГЛАВЛЕНИЮ

    Слайд 126

    Литература в 1985-1991 гг.

    Литературные журналы печатали неизвестные ранее произведения (журналы “Нева”, “Новый мир”, “Юность”). Публицистические статьи печатались в журналах “Знамя”, “Огонёк”, “Литературная газета”, еженедельнике “Аргументы и факты”. Ч. Айтматов – “Плаха” А. Рыбаков – “Дети Арбата” В. Дудинцев – “Белые одежды” (о судьбах учёных-генетиков) анализ феномена сталинизма, публицистика

    Слайд 127

    Живопись в 1985-1991 гг.

    популярен жанр плаката Вечная Россия (И. Глазунов) Плакат эпохи перестройки

    Слайд 128

    Кино в 1985-1991 гг.

    “Покаяние” – реж. Т. Абуладзе “Легко ли быть молодым” – реж. Ю. Подниекс “Так жить нельзя” – реж. С. Говорухин “Завтра была война” – реж. Ю. Кара “Холодное лето пятьдесят третьего года” – реж. А. Прошкин фильмы, созвучные эпохе

    Слайд 129

    Культура России в 1990-е гг. – начале XXI в.

    Отличительная особенность культуры современной России заключается в многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Литература:(детективы, фантастика, “женские романы”) “Бешеный” – В. Доценко; “Марш Турецкого” – Ф. Незнанский; Серия романов о следователе Анастасии Каменской – А. Маринина Скульптура Кинематограф Музыка: “Чапаев и Пустота” – В. Пелевин Наука:2000 год – Нобелевская премия вручена физику Ж. Алфёрову К ОГЛАВЛЕНИЮ

    Слайд 130

    Скульптура в 1990-е гг. – начале XXI в.

    монументальная скульптура Памятник Петру I (З. Церетели) Памятник Петру I в Петропавловской крепости (М. Шемякин)

    Слайд 131

    Кино в 1990-е гг. – начале XXI в.

    “Утомлённые солнцем”, “Сибирский цирюльник” – реж. Н. Михалков “Брат”, “Брат-2” – реж. А. Балабанов

    Посмотреть все слайды