Экономика

Сценарий экскурсия в библиотеку по экологической теме. Сценарий развлечения по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Познавательные уроки Эколенка. Экологическая сценка для старшеклассников

Ольга Богун
Сценарий развлечения по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Познавательные уроки Эколенка»

Цель: Формировать у детей экологическую культуру. систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы.

2. Формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия.

3. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

4. Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

5. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Материал:

Запрещающие знаки в природе, презентация «Правила поведения в природе», аудиозапись

«Непоседы», трафареты цветов, капсулы от киндер- сюрпризов, пластилин черного и белого цвета, бытовые отходы, 2 корзины. Для опыта: стаканы, мутная вода, воронка из бумаги, камешки, песок.

Действующие лица: Сказочный герой «Эколенок», дети, ведущие.

Ход развлечения:

Дети стоят в зале.

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в лес. Вы хотите побывать в лесу? Тогда повернемся друг за другом и пойдем по тропинке в лес. (Звучит песня «Мы идем на радугу» исп. «Непоседы», дети идут друг за другом).

Ведущий: Вот мы с вами и в лесу. Дети, хорошо, в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы. (Звучит запись «Голоса леса»).

В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и «Нет».

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой -

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста -

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

Ведущий: Молодцы, а что это там за шум? : Кажется кто-то зовет на помощь.

Эколенок: Помогите! Помогите! (вбегает Эколенок)

Ведущий: Познакомьтесь, ребята - это мой друг Эколенок. Что случилось?

Эколенок:

Здравствуйте ребята.

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….

Ведущий: Ребята, давайте поможем Эколенку спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

(Дети идут под «Мы идем на радугу» исп. «Непоседы).

Ведущий: Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Эколенок: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…

Ведущий: Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!

Проводится игра-соревнование «Кто быстрее»

На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку бытовые отходы.

Эколенок: Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие красивые бабочки прилетели на чистую полянку.

(Дети садятся на ковер исполняется танец бабочек)

Ведущий: Ребята,мы с вами собрали на полянке весь мусор. Этот мусор называется бытовыми отходами.

А вы знаете, что всем этим предметам можно дать вторую жизнь. Сегодня я вас научу как из капсулы киндер-сюрприза сделать пчелку.

Изготовление пчелок из капсул от киндер-сюрпризов.

Ход работы:

1 Делаем полоски. Скатать из черного пластилина две длинные тонкие колбаски, крепко прижать их к контейнеру и придавить пальчиком.

2. Делаем крылья. Скатать из белого пластилина два шарика одинакового размера и приплюснуть их пальчиками, стараясь придать форму овала. Приклеить к контейнеру.

3. Делаем мордочку. Скатать и приклеить к контейнеру два одинаковых маленьких черных шарика (глазки) и маленькую колбаску – носик (жало).

Эколенок: А еще в лесу засорился ручеек. Зверям даже воды попить негде.

Ведущий: Ребята, как же нам помочь Эколенку?

Ведущий: Да, правильно. Нужно научить Эколенка очистить воду, Но фильтра у нас нет, но мы его можем сделать из природного материала, который находится вокруг нас.

Опыт: Очистка воды.

Ведущий: Ребята, есть метод очистки воды - это очистка песком и камешками. Почему вода из родника, которая проходит под землей через толщу грязи и песка, не только не загрязняется, но и становится кристально-чистой? Давайте я сейчас покажу,как можно очистить воду. Посмотрите, я набрала воду из загрязненного родника. Какая вода?

Дети: грязная.

Возьмем воронку, поместим в нее песок и будем медленно выливать загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки)

Что происходит с водой?

Где остается мусор?

Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него).

Ведущий: Сделаем вывод: Что делает песок и камешки с водой?

Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)

Эколенок: Спасибо, научили как очистить воду в ручейке. Давайте послушаем, как весело зажурчал ручеек!

(Дети слушают аудиозапись «Журчание ручейка»).

Эколенок: А теперь я предлагаю вам посмотреть интересные картинки о правилах поведения в природе.

(Дети смотрят презентацию.)

Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1 ребёнок:

В лесу порядок такой:

Посидел - убери за собой!

2 ребёнок:

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!

3 ребёнок:

Ты деревья не ломай

И цветы зря не срывай!

4 ребёнок:

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать

5 ребёнок:

Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!

Эколенок: Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять! А ваши знаки я расставлю в лесу,

И тогда для вас награда -

Птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Ведущий: Вот и пришла пора прощаться с Эколеноком, нам нужно возвращаться в детский сад.

Возьмемся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся к себе домой.

(Дети уходят)

Публикации по теме:

«Северные посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста Цели: расширить знания воспитанников о малой Родине, познакомить с литературным наследием поэтов и музыкантов Югры. Задачи:.

Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний, для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний для старшего дошкольного возраста: «Как Иван - дурак в школу пошёл». Действующие лица: Ведущая,.

Сценарий развлечения «Праздник Пасхи» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатели МБДОУ ЦРР детский сад №242 "САДКО" г. Ульяновска Бдиева Гульфия Иршатовна и Шепель Ирина Николаевна, муз. рук. Графкина Юлия.

Сценарий праздника по экологии для детей старшего дошкольного возраста Праздник по экологии в старшей группе № 4 «Искорка» Дети входят в зал и садятся на стулья. Ведущий: Здравствуйте, дети! Уважаемые гости.

Экологический праздник «Наш дом – планета Земля». (Сценарий).

Добрый день, дорогие друзья!

Этот год объявлен годом Экологии . И именно по этому поводу я и пригласила вас в гости к себе в библиотеку.

Дети рассматривают оформление библиотеки по теме. Подходят к дереву «Четырёх сезонов», затем заведующая библиотекой обращает внимание на выставку по теме, на которой представлены произведения писателей о природе. Смотрят на облака-украшения, на которых написаны стихотворения по теме.

Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.

Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей)

Звучит стихотворение :

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом, её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую викторину, которая и покажет нам насколько хорошо вы знакомы с природой. За каждый правильный ответ вы получаете балл.

«Экологическая викторина».

Задание первое. «Интеллектуал».

В этом задании прозвучат загадки. Ваша задача дать верный ответ.

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (Река и берега)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями. (Дерево)

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля)

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы)

Вырос мягкий стебелек,

Он и ростом невысок,

Достает до ног едва,

Называется... (Трава)

Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

Спрятались в травке, притихли и ждут,

Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)

Вот так чудо!
Вот так диво!

Как сорвался он

С обрыва,

Так уже

Который год

Все никак

Не упадет.
(Водопад)

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек? (Лес)

Правильно – это лес.

А в чём назначение леса? Лес – чудесное творение природы. Без него давно бы прекратилась жизнь.

Задание 2. «Эрудит»

Это задание посложнее. Вы должны ответить на вопросы, которые я задам.

1. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

2. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

3. Чем зудит комар? (Крыльями)

4. Погибают ли растения под снегом? (Нет. Они спят.)

5. Чем питаются зимующие птицы? (Семенами, ягодами, семечками, крошками)

6. Почему в лесу нельзя разжигать костёр? (Место под костром не зарастает 5-7 лет)

7. Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)

8. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

9. Какие птицы ночуют, зарывшись в снегу? (Тетерева, рябчики)

10. Какая птица не высиживает птенцов и не вьёт гнезда? (Кукушка)

11. Какая из птиц, обитающих в наших хвойных лесах, самая маленькая? (Королёк)

12. Какая птица зимой белая? (Белая куропатка)

13. Сколько ног у паука? (8)

14. Какое дерево в России цветет позже всех? (Липа)

15. Назовите рыбу без чешуи (Сом)

16. Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые)

17. Какое из морских обитателей самое умное? (Дельфин)

18. Какая рыба называется именем человека? (Карп)

19. Где живут и чем питаются ежи? (В лесу, строят гнезда, мыши, насекомые, грибы, яблоки....)

20. Почему муравья называют силачом? (Поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)

Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудными заданиями.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть мультфильм, который наглядно покажет вам, что произойдёт с окружающим нас миром, если мы не будем его беречь.

Дети смотрят мультфильм «Экологическая корова».

Давайте побеседуем об увиденном.

В заключении встречи заведующая библиотекой рассказала ребятам о Красной книге. Скажите, дети, как называется книга, в которую «вносят» редких животных? (Ответы детей).

Совершенно верно, это Красная книга.

«В красную книгу заглядывать буду,

Редких животных я буду беречь,

Правил ее никогда не забуду,

А нарушителей буду стеречь».

Наша с вами задача сделать так, чтобы в эту книгу попадало как можно меньше животных и растений. Что мы для этого должны сделать? (Ответы детей).

Мы – спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля».

Всё в наших руках.

Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля – такую огромную и такую одинокую в своих бедах и болях…

Спасибо вам за внимание! До новых встреч!

Экологию начинают изучать с детского сада. Дошколята знакомятся с окружающей природой и учатся ее беречь. Внеклассные мероприятия начальной школы углубляют знания, а с пятого по одиннадцатый классы ребята приобретают те навыки, которые потом пригодятся в жизни и помогут принимать правильные решения.

Одним из запоминающихся методов изучения является театрализованный экологический праздник. Сценарий составляется с учетом пройденного материала и возможностей участников. Несомненно, при правильной подготовке это принесет радость и пользу детям.

Темы праздника

Целью проведения мероприятия является закрепление материала, поэтому для каждой возрастной группы определены разные экологические темы. Можно выделить несколько направлений, в рамках которых будет интересен сценарий праздника.

  1. Дошкольное воспитание: «Земля - наш родной дом», «Сказка про дождинку и росинку», «Береги природу».
  2. Начальная школа: «Экологический КВН», «Спасем и сохраним природу», «Мир, в котором я живу».
  3. Пятый класс: «Вода - чудо природы», «Среди цветов», «Природа не прощает ошибок».
  4. Шестой класс: «Царство растений», «Чудо фотосинтеза», «Помоги лесу».
  5. Седьмой класс: «Братья наши меньшие», «Красная книга», «О чем молчит тигр».
  6. Восьмой класс: «Когда еда - яд», «Экология и человек», «Здоровый образ жизни».
  7. Девятый класс: «Война циклона и антициклона», «Климат планеты», «Стихийные бедствия. Как предотвратить беду».
  8. Десятый класс: «Эта зеленая планета», «Вода - это чудо», «Спасти леса».
  9. Одиннадцатый класс: «Арктика тает», «Космос», «Эколог - дело жизни».
  10. Общешкольный экологический праздник, сценарий «Три царства природы».

Старшие классы

Пожалуй, самый интересный праздник проводится у старшеклассников. Они уже много знают и оценивают ситуацию на планете гораздо серьезнее, чем малыши. В викторине могут присутствовать вопросы из курса по химии, физике, астрономии, физиологии человека.

«День земли», сценарий экологического праздника для старшеклассников, целесообразно составить из трех частей. Это викторина, театрализованная сценка, стихи или песни. Праздник можно устроить в актовом зале, объединив несколько классов.

Ведущий или двое ведущих представляют программу, объявляя выступления. В самом начале, чтобы определить тему и задать тон всему празднику, на сцену выходят представители «Гринпис». Это переодетые старшеклассники. Они кратко очерчивают круг проблем, которые будут освещены в процессе представления.

Затем их сменяют разные персонажи, которые поют или читают стихи на экологические темы.

Викторина, включающая в себя два-три десятка вопросов по экологии, может быть проведена учителем. Правила проведения зависят от количества участников. Но вопросы должны быть составлены так, чтобы даже зрителям было интересно.

Сценка про экологическую ситуацию на планете будет завершающим этапом праздника. В конце актеры поют песню на известную мелодию, зал подпевает.

Общешкольный праздник

Сценарий экологического праздника «Три царства природы», как никакой другой, подходит для общешкольного мероприятия. Три стихии - земля, вода и воздух - являются ведущими. По очереди они рассказывают о ситуации в их владениях, как изменились условия за последние десять лет. Их рассказ сопровождают выступления самодеятельности: сценки, песни и стихи.

Земля представляет сад и огород. Группа младших школьников выходит, переодетая фруктами и овощами. Они рассказывают о любви к солнышку и чистой водичке. Затем выходят Лес, Поле и Гора. Это учащиеся старших классов. Они рассказывают о засухе и сейсмологической ситуации.

Вода представляет Реку и Море. Они рассказывают о потеплении климата и таянии льдов в Арктике, за счет чего образуются неправильные циклоны и антициклоны. Где-то засуха, где-то наводнения.

Воздух представляет Озоновый слой атмосферы. Это старшеклассник. Он читает рэп о том, как он страдает.

В заключение ведущие вызывают всех участников на сцену, они поют общую песню.

«Защитим природу - сохраним себя»: сценарий экологического праздника

Старшие школьники уже много знают о здоровом питании и образе жизни. Это их интересует, поскольку дает хорошую спортивную форму и прекрасное самочувствие. Экологический праздник - это еще один повод привить ребятам полезные привычки в еде.

Вначале на сцену выходят Ученый и Толстяк. Они беседуют о том, как изменился состав пищи в связи с экологией. Нет многих витаминов и микроэлементов, из-за повышенной склонности к вредителям и болезням продукты наполовину состоят из химикатов.

Продолжая тему, выступает танцевальный коллектив с танцем вредителей растений. Их прогоняет Ученый, распыляя воду из бутылки с надписью «Яд». Выходят Овощи, которые жалуются на недостаток пищи. Некоторые Овощи с перевязанными руками и ногами. Их кормят химией, и они болеют. Они рассказывают о потеплении климата и его последствиях.

Толстяк и Ученый опять на сцене. Они решают, как изменить ситуацию, и приходят к решению: органическое земледелие.

Сценарий экологического праздника для старшеклассников может включать элементы докладов на тему болезни планеты. Порученные нескольким участникам двухминутные заметки можно включить как рубрику между основными выступлениями или отдать прочитать их ведущему.

«Мы дети твои, дорогая Земля»

Сценарий экологического праздника для детей средней школы может выглядеть как путевой лист. Общий сбор на линейке определяет задания, которые следует выполнить отрядам юннатов. У каждого отряда свое название, которое придумывают заранее. После все выходят на экологическую тропу.

На экологической тропе можно расположить станции с заданиями. Это кабинеты, оформленные в соответствии с темами заданий, - лес, река, море, поле, птичье царство, звериное царство.

На выполнение задания дается десять минут и две минуты, чтобы перейти к следующей станции. Отряды юннатов расходятся по кабинетам, следуя по выданному командиром маршруту.

Названия станций:

  • «Чудо-вода». Краткий доклад о воде и её свойствах. Викторина.
  • «Не стреляйте в белых лебедей». Краткий доклад о птицах. Викторина.
  • «Туристы». Спортивная эстафета.
  • «Май холодный - год хлеборобный». Краткий доклад о народных приметах. Викторина.
  • «Вальс цветов». Краткий доклад о цветах края и лекарственных растениях. Викторина.
  • «Под сенью леса». Краткий доклад о деревьях края, народных поверьях, связанных с ними. Викторина.

После прохождения всех пунктов - общий сбор и подведение итогов. Ребята получают грамоты и ценные призы за выполнение заданий в процессе прохождения станций. Все вместе поют заключительную песню.

Как составить сценарий

Детский экологический праздник - это не учебный урок. Скорее, это повтор пройденного материала с презентациями. От того, где будет проходить праздник, зависит его программа. Поскольку помещение должно быть соответствующим образом оформлено, вряд ли учебный класс можно быстро подготовить.

Для презентаций хорошо использовать библиотеку, для туристических соревнований - школьный двор, для театральных сценок - актовый зал.

В библиотеке можно использовать экран и проектор для демонстрации репродукций. На каждую картинку подбирается стихотворение или строчки в прозе. Такая литературно-изобразительная направленность презентации задаст хороший тон.

После просмотра презентации о родной природе самое время для викторины. Вопросы включают просмотренную информацию. Поэтому и нетрудные для ребят.

Чтобы праздник был запоминающимся, весь класс исполняет песню о природе. Как музыкальное сопровождение можно использовать фонограмму-минус, без голоса.

Стихи

Стихи имеют сильное воздействие и легко запоминаются благодаря рифме. Поэтому в праздник целесообразно включить чтение стихов со сцены. Сейчас много стихов на экологическую тему можно найти на специальных интернет-ресурсах, которые ведут талантливые педагоги.

Красивые стихи о природе тоже подойдут для праздника. Они зададут положительный тон, так как если говорить только о нанесенном природе вреде, праздник превратится в похороны.

Стихи на экологическую тему ребята могут придумать и сами под руководством учителя. Для этого следует заготовить карточки с рифмами. На одной стороне карточки будет четыре слова, попарно рифмующиеся. Ребята делятся на группы (например, по четыре человека) и разбирают карточки.

Выполняя задание, они обсуждают возможные варианты и на лицевой стороне пишут полученное четверостишие. Учитель ходит по рядам и помогает составить стих.

Примерные рифмы:

  1. Море - горе, льда - беда.
  2. Лес - чудес, мох - засох.
  3. Дно - полно, житель - обитель.

Стихи, полученные составлением рифм:

  1. В Арктике теплеет море, у медведей тоже горе. Нет для отдыха им льда. Вот такая там беда.
  2. Раньше был кудрявый лес полон всяческих чудес. Там теперь растет лишь мох, да и тот в жару засох.
  3. Под волной морское дно всяким мусором полно. И несчастный моря житель проклинает ту обитель.

Как видим, такое задание напоминает частушки. Это вполне по силам ребятам средней и старшей школы. Самые удачные стихи можно прочитать на линейке во время награждения.

Сценки на экологическую тему

Экологический праздник, сценарий которого составляется для проведения в актовом зале, может включать театрализованные выступления. Необязательно делать большой спектакль, можно ограничиться короткими сценками.

Принципы написания сценок:

  1. «От противного». Когда высмеиваются неправильные действия, это очень хорошо запоминается. Чтобы ребятам не было обидно выступать в роли «плохих персонажей», необходимо призвать юмор.
  2. «Разговор». Представитель природы (Лес, Река, Земля, Зверь, Птица) разговаривает с ребятами и рассказывает о проблемах. Он может спеть песню. Ребята решают помочь.

В таком случае действие на сцене будет напоминать концерт. Познавательная информация, которую будут освещать участники в коротких сообщениях, здесь чередуется с выступлением самодеятельных артистов. Это чем-то напоминает «живую газету».

Темы сценок, которые можно предложить ребятам:

  • Разговор Леса с группой туристов. После ужина они сидят у костра и слышат его голос. Лес представляется, рассказывает о былых временах и современных проблемах. Рассказывает о своем брате - тропическом лесе. Жалуется на плохое отношение. Ребята находят в интернете решение проблем и обещают помочь. Потом поют песню.
  • Можно предложить немного другой вариант. Такие герои, как Баба Яга, Леший, Русалка и тому подобные сказочные персонажи, могут изображать дремучее невежество, а группа туристов-экологов рассказывать о правильном отношении к природе.
  • На рыбалке ребята варят уху и вдруг ловят золотую рыбку. Она рассказывает о вредных стоках в воду, о мусоре на дне и заиливании русла. Поет песню о чистых реках. Рыбаки выпускают ее в воду и решают помочь.

Песни на экологическую тему

Экологические темы затрагиваются в песенном творчестве. Это можно использовать при проведении праздника. В таком случае сценарий будет напоминать конкурс «Голос. Дети». Не стоит петь песни полностью, достаточно уделить внимание наиболее яркому экологическому примеру. Группа подтанцовки и подпевки может держать плакаты и изображать природу.

Если позволяют средства, можно объединить несколько классов. Так ребятам будет легче прорепетировать выступления. Не такая нагрузка падет на учителя. Работа по подготовке будет распределена равномерно.

Если требуется включать фонограмму, лучше поставить для этой цели взрослого человека. Может быть, родителя. Но на всякий случай нужно быть готовыми попросить учителя музыки стать концертмейстером.

Песни, которые можно использовать для выступлений, сегодня легко найти. Это самодеятельные стихи, положенные на известную музыку.

  • "Погибли мыши, камыши завяли".
  • "Осторожно на ладошку я букашку положу".

Песни отечественных бардов тоже много расскажут о природе и отношении к ней.

  • "Тени тундры".
  • "Ветер под окошками".
  • "Экологическая - апокалиптическая".

Песни на слова С. Есенина, А. Пушкина, народные пробуждают любовь к родной природе.

  • "За окошком вечер".
  • "Белая береза".
  • "О пашни".
  • "Зимний вечер".
  • "Вот север, тучи нагоняя…".
  • "Вижу чудное приволье".

Песни советских композиторов, незаслуженно забытые, тоже красиво расскажут о природе.

  • "Беловежская пуща".
  • "То березка, то рябина".
  • "Березовый сок".
  • "Вы шумите надо мною, березы".

В промежутках между выступлениями ведущий рассказывает о пользе грамотного отношения к Земле, загадывает загадки и играет с залом в стихи «доскажи словечко».

Загадки для зала по экологии

Чтобы праздник проходил слаженно и весело, необходим ведущий. Он сгладит заминки актеров, заполнит паузы и займет зал, пока артисты готовят сценки.

Одной из форм познавательной игры являются стихи на экологическую тему «доскажи словечко». Ведущий зачитывает двустишие, а последнее слово говорит зал.

Стихи составлены так, что в рифму попадает неправильное слово. Это вызывает смех ребят, а ведущий делает недоуменное лицо и поправляет их.

  • Если в лес пришли туристы, то вдвоем или втроем затушить костер им быстро можно, пользуясь… (огнем). Нет, не огнем, а водой.
  • На болоте мы с подружкой долго слушали… (лягушку). Нет, кукушку.
  • По грибы пошли мы в лес. Вспоминаем до сих пор, как нашли мы… (мухомор). Нет, не мухомор, а белый!
  • Мы по ягоды пошли, землянику вдруг нашли. И, от радости дрожа, так и сели на… (ежа). Нет, на пенек!

На природе

Если праздник решено провести как заключительный этап обучения, то можно выйти на «экологическую тропу». Заранее придуманные экологические мероприятия позволят сохранить структуру урока и превратятся в практические занятия по экологии.

Задания для ребят могут быть следующие:

  • Определить стороны света по мху на деревьях.
  • Найти съедобные растения.
  • Подтвердить находками круговорот растительной жизни.
  • Найти листья определенных деревьев.
  • Найти мусор, собрать в пакет и принести к месту сбора.
  • Найти мох.
  • Собрать природный материал для поделки.

Экологические мероприятия могут также быть полезны для озеленения территории школы. Посаженные растения, цветы, кусты или деревья долго будут напоминать о добром деле. К тому же все проходящие мимо люди увидят результат.

Подкорм птиц, развешивание скворечников - это тоже полезные минуты для экологического образования. Внеклассный урок по экологии в ближайшем парке, однодневный поход с костром - это хорошие способы привить полезные навыки ребятам.

Учебные пособия и специальные предметы

В арсенале учителя биологии много вспомогательных средств для наглядности обучения. Это можно использовать и для проведения мероприятия.

Все дети любят выступления со школьным скелетом. На экологический праздник сценарий может включать такую радость. Конечно, обращаться с пособием следует осторожно и не выпускать его из поля зрения. Например, нарядить его в простынь и дать в руки косу. Он будет символизировать конец жизни.

Глобус может носить персонаж Земля или Планета. Метровая линейка и большой циркуль могут принадлежать Ученому. Группа ребят в противогазах может показать загрязненность воздуха.

Применив фантазию, можно использовать подручные средства как реквизит.

Чтобы праздник был веселым и принес всем хорошее настроение, педагоги дают следующие советы:

  • Не стоит углубляться в сложные, хотя и интересные задания. Вопросы для викторины не должны быть двойными и тройными (когда и где).
  • Соревнования не стоит проводить слишком строго. Чем больше будет победителей, тем лучше.
  • Музыкальное сопровождение лучше выбрать «живое». Аккомпаниатор всегда подстроится под ребят, чего не сможет сделать аудиозапись.
  • Оформление помещения - важный фактор. Это могут сделать дети.
  • Награждение - обязательная процедура. Простая грамота принесет больше радости, чем публичное восхваление ученика.

Из таких мероприятий и складываются потом воспоминания о школьных годах. Давайте сделаем их интересными и радостными для наших детей.

Сценарий экологического мероприятия для начальной школы.

Цели и задачи:
- формирование мнения у детей в защиту окружающей среды,
- формирование у школьников ответственности и активной жизненной позиции за « Общий дом, в котором мы живём»,
- привлечение внимания учащихся к существующим экологическим проблемам,
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Ход мероприятия.

Ведущий.

Добрый день, дорогие друзья!

Этот год объявлен годом Экологии.

Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.

Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

Основные экологические проблемы города Березовского:

1. Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ стационарными объектами промышленных и коммунальных предприятий, а также автотранспортом.

2. Загрязнение водных объектов и нерациональное использование водных ресурсов вследствие эксплуатации предприятиями ветхих очистных сооружений.

3. Несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления.

Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом. Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую игру, которая и покажет нам, насколько хорошо вы знакомы с природой.

«Загадки леса»

1 ученик:

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон кладет. (Земляника)

2 ученик:

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой. (Ежик)

3 ученик:

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)

4 ученик:

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

5 ученик:

На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)

6 ученик:

С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)

7 ученик:

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (Река и берега)

8 ученик:

Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)

9 ученик:

Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду -
Чужим сбуду! (Кукушка)

10 ученик:

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит
Никому не говорит. (Ива)

11 ученик:

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

12 ученик:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (елка)

13 ученик:

Только-только народился

Сразу в шапку превратился (гриб)

14 ученик:

Что за дерево стоит

Ветра нет, а вся дрожит? (осина)

15 ученик:

Весною зеленела

Летом загорала

Осенью надела

Красивые кораллы (рябина)

«Пернатые друзья».

Все группы животных интересны, но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Очень удивительны перелеты птиц, совершаемые два раза в году.

А каких птиц по месту жительства знаете вы ребята?

Какие птицы бывают? (перелетные и оседлые)

Кто такие оседлые, а кто перелетные вы ребята знаете? (перелетные - улетают, оседлые - зимуют)

А почему птицы улетают? (Зимой птицам холодно, но особенно они страдают от голода, нет корма, все насекомые попрятались)

А как мы можем помочь птицам? (Необходимо делать скворечники, птичьи домики, кормушки)

А теперь давайте отгадаем загадки и имитируем эту птичку.

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает (сова)

Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червячкам я враг,

А деревьям друг (дятел)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает (воробей)

Проживает в странах жарких

А в нежарких в зоопарках

И спесив он и хвастлив

Потому, что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам (павлин)

Прячьтесь куры в небе ясно

Темной тенью кружит (ястреб)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (соловей)

По лужку он важно бродит

Из воды сухим выходит

Носит красные ботинки

Дарит мягкие перинки (гусь)

Наша бодрая подружка

Дает нам перьев на подушку

Дает яичек для блинов

Куличей и пирогов. (курица)

«Зеленая аптека».

В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства, но в этой аптеке все без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей.

А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы ребят)

«Жалоба»

Много правил есть в природе,
Знать их надо наизусть.
А теперь настало время
В книгу жалоб заглянуть.

Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы животных, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

1.«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.»

(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут) (Лягушка. Каждая из них за один день уничтожает большое количество гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров.)

2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.»

(Летучая мышь)

3. «Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня или уважать нужно?»

4. «В жизни природы мы играем большую роль. Мы разрыхляем почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых. Близкое сожительство с нами полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики (муравейники) разоряют и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют» .

(муравьи.)

5. « Самые верные спутники человека - птицы. Все насекомоядные птицы поедают в 5-10 раз больше вредных насекомых, чем полезных. Пара больших птиц за период выращивания птенцов истребляет больше 2 тыс. насекомых. В большинстве случаев мы находим в соседстве с человеком обилие кормов и безопасность. Но так бывает не всегда. Нередко люди уничтожают нас, птиц, разоряют гнезда, разбивают яйца».

(синички)

6. «Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы».

Подводим итоги мероприятия.

Правила:

Не повреждайте кору деревьев. Они перестают расти и долго мучительно умирают.

Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник приговорённый к смерти. Пусть цветы радуют наш глаз, омолаживают душу тем, кто придёт в лес на них посмотреть.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном покрове леса.

Определение темы:

Посмотри, юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И потому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш зеленый природный дом

Как вы думаете, о чём речь в этом стихотворении? А знаете он вы, чему посвящён 2017 год? Год посвящён экологии. А знаете ли вы, что такое «Экология»? Экология – наука о взаимоотношениях живой и не живой природы.

Как прекрасна наша природа! Она всегда привлекала к себе внимание поэтов и художников. Перед нами – фотографии разных времён года. Каждое из них удивительно по красоте и неповторимо (перед детьми слайды с изображением времён года).

Осень привлекает нас ярким цветом листвы и ароматом грибов.
Зима дарит нам свежесть морозного дня и красоту заснеженных деревьев.
Весна встречает нас щебетом птиц и первыми цветами.
Лето щедро дарит нам тёплые солнечные дни.

Правила поведения в природе
- Ребята, а вы любите ходить в гости?

Давайте отправимся с вами в гости к природе. Выполним интересные задания. И узнаем что-то новое для себя.
Но мы должны помнить, что мы в гостях и должны соблюдать определённые правил
- А вы знаете основные правила поведения в лесу?
Первое: Не сори!
Второе: Не шуми!
Третье: Не губи!

И первое наше задание – игра «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Следующая наша станция называется «Лесная почта».

На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят совета. Вам нужно внимательно прослушать их и устно дать ответ на них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.

Письмо №3

Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? - спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Следующая станция « Прилетели птицы »

Мы с вами в весеннем лесу, а значит, что прилетают птицы. Ребята, а много вы знаете птиц? Давайте проверим?

– Всего две буквы знает, в своей песне повторяет? (кукушка)

– Белокрылая птица над морем летает, рыбу увидит, клювом хватает? (чайка)

– Желтые комочки, дети мамы квочки? (цыплята)

– Какая птица выше всех летает? (орел)

– Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (сова)

Вед. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

/Дети хлопают/

Вед. Что неправильно?

Дети. Мухи.

Вед. А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Вед. Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! /Хлопают/

Вед. Начинаем снова!

Прилетели птицы:

Голуби, куницы! /Хлопают/

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары , кукушки. /Хлопают/

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Следующая станция «Маленькие тайны природы».

Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. А знаете ли вы, что…

Каждая сова уничтожает за один только год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть до 100 гусениц. В лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

А знаете ли вы, что:

Журавль живёт от 12 до 50 лет;

Белка – от 6 до7 лет;

Медведь - от 15 до 20 лет.

Кукушка – от 10 до 40 лет;

Лошадь – от 20 до 60 лет;

Слон – от 70 до 120 лет;

Конкурс «Реши задачу».

Конкурс на правильное и быстрое решение задач. Здесь вам нужно внимательно послушать, быстро сосчитать.

Выходите! Кто готов?

Если знаешь ты таблицу,

На вопрос ответишь смело,

Сколько птичек невеличек

На кормушку прилетело?

Воробьев драчливых пара,

И синичек тоже пара,

Пара сизых голубей

И две пары снегирей. (10)

Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек,

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят? (4)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Мишка по лесу гулял,

Мишка шишки собирал.

Положил в корзинку восемь,

Потом десять, ещё семь.

А всего их сколько? – спросим.

Отвечай, Мишутка, всем! (8+10+7=25)

Вед . Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, защите. Что же нас радует в природе? Конечно же её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.