Персоны

Формы организации инклюзивного образования. Из опыта организации инклюзивного образования школе Создание профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений

Бадриева Наиля Маратовна
Учебное заведение: Республика Татарстан, Арский район, МБДОУ "Утар-Атынский детский сад"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-11-03 Формы организации инклюзивного образования Бадриева Наиля Маратовна Отображены формы инклюзивного образования с детьми старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО

Просмотреть свитедельство о публикации


Формы организации инклюзивного образования

Инклюзивное образование осуществляется в следующих формах:

Службы ранней помощи– семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми при активном участии семьи.

Реабилитационный процесс направлен на развитие новых функций и способностей у ребенка, его цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь и развитие ребенка и его семьи. Специалисты совместно с родителями определяют ключевую информацию, которая должна быть передана в дошкольное учреждение, и готовят письменное заключение о программе раннего вмешательства, прогрессе ребенка за период прохождения программы и специфике поддержки, которая необходима ребенку в дальнейшем.

Инклюзивная дошкольная группа – осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и дошкольников с особенностями в развитии). Инклюзивная группа состоит из обычно развивающихся детей; в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.

Педагогом инклюзивной группы обязательно должен являться педагог-дефектолог (специальный педагог). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.

Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим, слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталым и со сложной структурой дефекта. В группах кратковременного пребывания детей с ОВЗ следует обеспечивать индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2–3 ребенка). На занятиях обязательно должны присутствовать родители.

Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС — центров). Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности. Обучение различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями через совместную игру – наиболее приемлемая форма социализации. Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему взрослым – мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Классы инклюзивного обучения создаются в общеобразовательных учреждениях с целью формированияцелостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, где создаютсяспециальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.

Инклюзивный класс состоит из обычно развивающихся детей, в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.

Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Формы инклюзивного образования в учреждениях профессионального образования. Инклюзивное образование в системе профессионального образования реализуется в процессе среднего и высшего профессионального образования. Кроме доступности среды значение имеет образовательный ценз, которому должны соответствовать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по итогам образования.

Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах:

Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).

Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).

Центральное значение в ходе построения инклюзивного образовательного пространства приобретает учет личностных характеристик всех субъектов инклюзивного обучения, позволяющий создать устойчивую аксиологическую базу инклюзивного обучения всех детей.

. .

В статье освещаются вопросы: создание специальных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями,анализ паспорта доступности объекта, программно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение инклюзивной практики, сетевые формы взаимодействия, психолого-педагогическое сопровождение.

Из опыта организации инклюзивного образования

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

В 2016/2017 учебном году в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма» (далее - Школа) обучались 701 учащийся, из них:

  • 22 ученика/3% (от общего числа учащихся) имеет статус ребёнок - инвалид, в том числе ученик, получающий общее образование в форме семейного образования (договор об организации и проведении промежуточной и (или) итоговой аттестации учащегося, получающего общее образование в форме семейного образования от 09.09.2016 г.);
  • 12 учащихся/1,7% (от общего числа учащихся) (от общего числа детей с ОВЗ) - статус ребёнок с ОВЗ.

Из 33 детей: 12уч./35% - с проблемами опорно-двигательного аппарата, по 1 уч./3% с проблемами зрения и слуха, 8 уч./24% - психические расстройства, 12 уч./35% - соматические заболевания.

По данным комплексной психологической диагностики учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проводимой в течение 2016/2017 учебного года, установлено:

  • Уровень готовности учащихся к продолжению обучения на ступени основного общего и среднего общего образования - у 50% детей (3 чел.) - выше среднего, у второй половины 50% (3 человека) - средний;
  • Уровень адаптации к обучению у 60% (3 чел.) учащихся с ОВЗ 1-х, 5-х классов - средний и выше среднего;
  • С выбором будущей профессии, на основании данных диагностического комплекса «Профориентатор», 70% (6 чел.) учащихся с ОВЗ 8-9 классов определились с выбором будущей профессии.

Дети, имеющие статусы ребёнок-инвалид/ребёнок с ОВЗ, обучаются в школе на всех уровнях общего образования:

  • на уровне начального общего образования - 8 уч./5 уч.
  • на уровне основного общего образования - 13 уч./7 уч., в том числе ученик, получающий общее образование в форме семейного образования;
  • на уровне среднего общего образования - 1 уч./0 уч.

Все учащиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья осваивают образовательные программы на уровне не ниже базового, при этом качественная успеваемость в среднем составляет 52% (18 чел.), что соответствует среднему показателю по школе в 2016/2017 учебном году.

В Школе разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие процесс инклюзивного образования:

  • Положение о структурном подразделении Школы «Центр дистанционного обучения», приказ от 07.09.2013 г. № 376;
  • Положение об индивидуальной образовательной программе учащихся ЦДО, приказ от 12.09.2013 г. № 385;
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, приказ от 30.08.2014 г. № 292;
  • Порядок оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении Школы, приказ от 18.01.2016 г. № 04;
  • Порядок оказания необходимой помощи детям-инвалидам при организации доступности объекта и предоставлении услуг в сфере образования, от 18.01.2016 г. № 04;
  • Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ от 31.08.2016 г. № 280;
  • Положение о системе оценки знаний учащихся, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, приказ от 31.08.2016 г. № 280;
  • Положение о системе оценки знаний учащихся, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ от 31.08.2016 г. № 280.

С целью обеспечения качественного образования детей с особыми возможностями здоровья созданы специальные условия для обучения на базе Центра дистанционного обучения , структурного подразделения Школы, созданного в 2011 году (далее - ЦДО).

В ЦДО оснащены рабочие места детей и педагогов современным оборудованием, дающим возможность организовать образовательный процесс в дистанционном режиме, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Каждое рабочее место имеет доступ в Интернет. Все педагоги, работающие в ЦДО, прошли курсовую переподготовку по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организации инклюзивного образования.

За 6 лет на базе ЦДО обучился 31 учащийся. Все выпускники ЦДО успешно социализированы: продолжили образование в Школе в условиях классно-урочной системы - 15 учащихся, в ЦДО - 9 учащихся, в учреждениях СПО - 4 выпускника, в ВУЗах - 2 выпускника, трудоустроены - 1 выпускник.

С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Школе предусмотрены следующие формы, способы и средства обучения.

  • Полная инклюзия. Учащиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья (самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной или общеобразовательной программе в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности - 22 учащихся (11 - по общеобразовательной программе, 11 - по адаптированной программе (для детей с ЗПР - 10 учащихся, для детей с умственной отсталостью - 1 учащийся).

Создавая экологически и психологически комфортную образовательную среду для данной категории учащихся, широко применяется зонирование образовательного пространства в виде игровой комнаты, кабинета психологической разгрузки, развивающих зон, тренажёрного зала. Оптимизация учебного процесса достигается применением современных педагогических технологий: уровневой дифференциации, личностно-ориентированного и здоровьесберегающего подходов в обучении. Коррекционная помощь данной категории учащихся оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий с учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом на основании заключения тПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы, а также образовательных потребностей учащихся или их родителей (законных представителей).

  • Частичная инклюзия. Учащиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированной или общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана (нелинейное расписание) - 8 учащихся, обучающихся по общеобразовательным программам, получающих образование в различных формах (заочная - 2 уч., семейная - 1 уч., очная (индивидуально на дому на базе институционального ЦДО) - 6 уч.).

Учебный процесс для данной категории учащихся организуется с применением дистанционных образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается посредством организации очных и дистанционных групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом в соответствии с заключением тПМПК, программой коррекционной работы, образовательными потребностями семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психолого-медико-педагогического консилиума Школы.

  • Социальная инклюзия. Учащиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья обучаются по индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума Школы. Данная категория учащихся обучается как по общеобразовательным, так и по адаптированным образовательным программам. Организация образовательного процесса происходит с применением дистанционных образовательных технологий, технологий дифференциации и индивидуализации образования. По данной модели инклюзивного образования в Школе обучается 4 ученика (2 - по общеобразовательной программе, 2 - по адаптированной). Данные учащиеся обучаются индивидуально на дому на базе ЦДО.

Всем учащимся с особыми возможностями здоровья предоставлен спектр дополнительных образовательных программ по направлениям: техническое, художественное, социально-педагогическое и программ внеурочной деятельности. 100 % детей охвачены дополнительным образованием и внеурочной деятельностью.

В Школе создана система традиционных социально-значимых, культурно-досуговых и познавательных мероприятий: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, олимпиады, ученические конференции, спартакиады, социальные акции. Все дети в течение года принимают участие в традиционном школьном фестивале «Мой многонациональный Ямал»; празднике, посвящённом Дню инвалида «Мы вместе»; Новогоднем карнавале; туристическом слёте; интеллектуальных олимпиадах и конкурсах; школьной научно-практической конференции (защита ученических проектов) «Умники и умницы»; концертах, посвящённых Дню учителя, Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, празднику «Последний звонок»; мероприятиях, посвящённых Дню Победы; социальных акциях («Покормите птиц», «Чистый двор», «Каждому скворцу по дворцу», «Аллея Победы», «Подарок солдату», «Подарок далёкому другу», «Лето 2017» и др.).

Дети-инвалиды неоднократно являются победителями муниципального креативного марафона «Уникум» в номинации учебно-исследовательская деятельность (2014 г. - Бортник Т.,9 класс, Зубков Р., 7 класс; 2017 г. - Зубков Р., 9 класс). В 2016 году Бортник Т. награждён муниципальной ведомственной наградой «Успех» в номинации учебно-исследовательская деятельность.

Построенная таким образом деятельность Школы по организации образовательного процесса для детей с различными образовательными возможностями позволяет данной категории учащихся на достаточном уровне адаптироваться в школьном социуме, освоить не ниже базового уровня основные образовательные программы, развивать познавательные психические процессы, качества личности в соответствии с индивидуальными особенностями.

В Школе имеется Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №22, утвержденный Начальником Управления социальных программ Администрации муниципального образования Надымский район 31 марта 2016 года.

Паспорт доступности составлен в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 8 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и согласован с общественной организацией инвалидов - Надымской местной общественной организацией инвалидов «Созидание». Итоговое заключение о состоянии доступности ОСИ - «доступен условно» (ДУ).

Разработан План Мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг муниципального образования Надымский район, утв. Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 02.10.2015г.,№ 506, определен период проведения работ - 2016-2020 гг. На сегодняшний день ряд мероприятий по выполнению рекомендаций комиссии по обследованию доступности объектов социальной инфраструктуры выполнены. Например, на создание в Школе безбарьерной среды с 2015 г. по 2017 г. реализовано 3 655 835 рублей, из них- 3 038 761 руб. из окружного бюджета; 269 800 руб. - из муниципального бюджета; 347 274 руб. -внебюджетные средства Школы.

После выполненных мероприятий по реконструкции здания, основанных на принципе «разумного приспособления», показатель доступности достигнет уровня «доступен частично».

В 2014 году в рамках муниципального конкурса «Надымский район - территория для всех» школе присвоен статус «Территория безбарьерной среды».

В марте 2017 года общественным контролем проведено обследование Школы на предмет выполнения мероприятий комплексной программы Ямало - Ненецкого автономного округа «Доступная среда» за 2016 год. Итоговые выводы о состоянии объекта социальной инфраструктуры: объект требует незначительной доработки по адаптации для маломобильных групп населения, может быть рекомендован как основной («базовый») для обслуживания всех категорий, имеет оборудованный центр дистанционного образования.

Вариативность практики инклюзивного обучения детей с особыми ограниченными возможностями здоровья варьируется на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся, исходя из:

  • индивидуальных особенностей ребёнка,
  • рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

В школе реализуются следующие общеобразовательные программы:

  • Общеобразовательные программы - 20/59% учащихся (от общего количества учащихся с ОВЗ) (17 -дети -инвалиды/3 дети с ОВЗ):
  • Образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма» (ФГОС НОО) - 5 уч./1уч.;
  • Образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма» (ФГОС ООО) - 11 уч./2 уч.;
  • Образовательная программа среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма» (ФКГОС СОО) - 1уч./0 уч.
  • Адаптированные общеобразовательные программы - 14/41% учащихся (от общего количества учащихся с ОВЗ) (6 -дети -инвалиды/8 дети с ОВЗ):
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма» (вариант 7.2) - 0 уч./2 уч.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся тяжелыми нарушениями речи Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма» (вариант 5.1) - 0 уч./1 уч.;
  • Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития - 3 уч./1 уч,;
  • Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития - 2 уч./4 уч.;
  • Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью - 1уч./0 уч.

Учебно-методические комплекты, по которым обучаются дети с особыми ограниченными возможностями здоровья соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию в школах. Обеспеченность учебниками учащихся составляет 100%.

При организации учебной деятельности педагоги активно используются электронные образовательные ресурсы: платформы, тестовые оболочки, онлайн-сервисы, электронные приложения к учебникам.

С 2010 г. по 2014 г. дистанционное обучение осуществлялось с использованием образовательных ресурсов, расположенных на сервере Государственного образовательного учреждения Центр образования «Технологии обучения» г. Москва (http://iclass.home-edu.ru).

С сентября 2014 года реализуется проект «Построение виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения «iSpring Online». Педагоги Школы наполняют данную платформу электронными учебными ресурсами по всем предметам федерального компонента. Эти ресурсы находятся в открытом доступе для учащихся, что создаёт условие для индивидуализации обучения и удобства их использования.

В течение года реализуются программы психолого-педагогического сопровождения направленные на коррекцию и развитие:

  • сфер личности ребёнка: познавательной, аффективно-регулятивной, мотивационной,

социальной, ценностной, коммуникативной (педагог-психолог);

  • устной и письменной речи учащихся (учитель-логопед).

В Школе с 1 сентября 2011 года открыт Центр дистанционного обучения для детей - инвалидов, представляющий собой совокупность кабинетов. На оснащение ЦДО при открытии выделено 9 827 340 рублей из консолидированного бюджета (федерального и регионального).

Современным специализированным компьютерным оборудованием оснащен учебный кабинет с отдельной линией сети Интернет, оборудовано 11 рабочих мест педагогов (специализированный программно-технический комплекс «Apple i-Mac, 20», сканер, наушники, принтер, графический планшет, ноутбук, цифровой микроскоп), установлены 4 изолирующие кабинки, базовая станция (внешний накопитель) - устройство для хранения общих документов и доступа к ним с компьютеров педагогов, телевизор, документ камеры - 4 шт., имеются фотоаппараты - 4 шт., 3D принтер, 3D сканер.

В личное пользование учащимся ЦДО на время обучения передано оборудование: специализированный программно-технический комплекс ученика с ОВЗ «Apple Mac mini», Web-камера, наушники, микрофон, сканер, принтер, колонки, графический планшет, цифровой микроскоп, фотоаппарат, конструктор «Лего».

Для осуществления образовательного процесса учащихся с нарушением слуха и речи в классах используется система “радиомикрофон», специальное оборудование для слабовидящих учащихся (электронная лупа, специализированная компьютерная клавиатура). Для проведения коррекционно-развивающих занятий и занятий по релаксации используются стол песочной терапии на базе мультимедийного комплекса, интерактивная реабилитационно-игровая система «Оми-Виста».

При входе, на первом этаже Школы установлен киоск с программным обеспечением, дающим доступ в Интернет, возможность учащимся и родителям Школы в удобном и доступном формате (сенсорная панель, имеет версия для слабовидящих) получать интересующую их информацию по вопросам образования. Для обеспечения доступности среды используются: мобильный подъёмник (ступенькоход), кресло - коляска, тактильная плитка и разметка для слабовидящих, знаки доступности, сенсорный информационный стенд, ходунки, накладные пандусы, электронное табло, кнопки вызова, таблички, выполненные шрифтом Брайля. В 2017 году в III квартале планируется приобретение учебников для слабовидящих детей, специального программного обеспечения для обучения детей с ОВЗ.

Учащихся с особыми образовательными потребностями обучает 38 педагогов, что составляет 76% от всех педагогов Школы. Для организации инклюзивного образования в штатном расписании предусмотрены ставки: заместителя директора, методиста, инженера - электроника. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог - психолог, учитель - логопед, социальный педагог, тьютеры, назначенные приказом директора № 281 от 31.08.2016 г.

Высшее образование имеют 35 /92% педагогов (от всех педагогов, занятых в инклюзивном образовании), высшую и первую квалификационные категории - 32/84% педагогов, 6/8% педагогов - молодые специалисты. 100% педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ, прошли курсовую переподготовку по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивного образования на базе ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» и различных центров педагогических инноваций и развития образования.

Уровень профессионализма педагогов можно подтвердить следующими фактами: 12 /32% педагогов представляли свой опыт на муниципальном, 5/13% - на региональном, 19/50% педагогов - на федеральном уровнях, 3 педагога Школы являются муниципальными наставниками, 2 - муниципальными тьюторами.

С целью развития условий для обучения детей с особыми ограниченными возможностями здоровья Школа активно использует потенциал сетевого взаимодейстия. В системе Школа осуществляет комплекс мер совместно с социальными партнёрами по следующим направлениям:

  • Просвещение и воспитание здорового образа жизни:
  • ГБУ здравоохранения Ямало - Ненецкого автономного округа «Центр медицинской профилактики»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»;
  • Местная общественная организация - клуб матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда».
  • Профессиональная ориентация школьников (в рамках проекта по организации предпрофильной (профессиональных проб) и профильной подготовки (информационно - технологический профиль):
  • Томский Государственный Университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР);
  • Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г.Надым:
  • ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
  • ООО «Газпром добыча Надым»;
  • Муниципальное унитарное предприятие «Редакция Надымской студии телевидения».
  • Социализация личности и развитие индивидуальных способностей:
  • МОУ ДО «Центр детского творчества»;
  • МОУ ДО «Центр развития творчества «Созвездие»;
  • Детско-юношеская спортивная школа.

Сетевое взаимодействие осуществляется в различных формах: беседы, деловые игры, консультации, практикумы, урок-игра, экскурсии и т.д. В зависимости от уровня заболеваемости используются различные подходы: внеаудиторные, дистанционные, групповые и индивидуальные формы.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется службой психолого-педагогического сопровождения и школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом (шПМПк).

Все дети с особыми ограниченными возможностями здоровья ежегодно проходят школьный ПМПк в начале учебного года (по результатам входящей диагностики) и в конце (итоговый консилиум отслеживания динамики развития учащихся). При необходимости коррекции индивидуальной образовательной траектории учащегося проводится промежуточное заседание. В состав школьного ПМПк входят: педагог-психолог, учитель-логопед, школьный фельдшер, педагоги-предметники. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум тесно сотрудничает с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией. В течение этого учебного года в школе состоялось 9 заседаний ПМПк, на которых были рассмотрены результаты адаптации, социализации, образовательные результаты 100% учащихся с особыми ограниченными возможностями здоровья. 28 учащихся/82% были представлены на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения, формы сдачи государственной итоговой аттестации, определения реабилитационных мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в очной и дистанционной формах. Очные (индивидуальные, групповые) занятия проводятся с учащимися, посещающими образовательную организацию, дистанционные - с учащимися, обучающимися на дому. Для организации сопровождения созданы условия: современным оборудованием оснащен кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, комната психологической разгрузки (сенсорная комната), приобретена программа для развития детей с ОВЗ «СИРС» (система интенсивного развития способностей), логокоррекционный комплекс биологической обратной связи (БОС), используется web-система «Электронный психолог» для проведения психодиангостических мероприятий и консультирования учащихся, обучающихся на дому и их родителей (законных представителей).

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется по следующим психолого-педагогическим программам:

  • Адаптационная программа: «Путешествие в Страну Понимания» (для групповой работы с учащимися начальных классов с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи).
  • Коррекционно-развивающие программы: «Шаги к успеху» (для групповой работы с учащимися начальной школы, имеющими соматические заболевания), «Учимся решать проблемы» (для индивидуальной работы с учащимися средней школы с умственной отсталостью), «Психология общения» (для индивидуальной работы с учащимися средней школы с соматическими заболеваниями).
  • Профилактическая программа «Психологическая подготовка к ГИА» (для индивидуальной работы с

учащимися старших классов с соматическими заболеваниями), «ОГЭ мне не страшен» (для индивидуальной работы с учащимися средней школы с расстройствами аутистического спектра).

  • Профориентационная программа «Мой профессиональный выбор» (для индивидуальной работы с учащимися средней школы с расстройствами аутистического спектра, а также имеющими соматические заболевания).
  • Развивающая программа «Психология старшеклассника» (для индивидуальной работы с учащимися старшей школы, имеющими соматические заболевания), «Познаю себя» (групповой работы с учащимися средней школы, имеющими соматические заболевания).

Ряд программ направлен на работу с родителями учащихся с ОВЗ:

  • «Мы вместе» (родительский всеобуч);
  • «Решаем проблемы детей с ОВЗ» (совместная программа педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога).
  • Раздел 4. Финансовое обеспечение инклюзивного образования 78
  • Раздел 5. Участие структур гражданского общества в продвижении инклюзивного образования 85
  • Раздел 1. Инклюзивное образование – принципы и право. Раздел 1. Инклюзивное образование – принципы и право.
  • 1.1. Что такое инклюзия в образовании
  • 1.2. Социальный подход к пониманию инвалидности1
  • 1.3. Барьеры в образовании
  • 1.4. Интеграция и инклюзия в образовании
  • 1.5. Инклюзивное образование как реализация права
  • 24 Сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
  • Раздел 2. Региональные модели развития инклюзивного образования в Российской Федерации.
  • 2.1. Развитие инклюзивных подходов в Пермском крае
  • 2.2. Опыт Самарской области: от интеграции к инклюзии
  • 2.3. Развитие инклюзивного образования в городе Томске.
  • 3. Изменения методов и организационных форм, обучения детей с овз
  • 6. Результаты создания организационно-педагогических условий для инклюзивного образования в му сош №54:
  • 2.4. Республика Карелия: необходимость и реальность развития инклюзивного образования.
  • 2.5. Опыт поддержки развития инклюзивного образования в муниципальном образовании городского округа «Ухта» (Республика Коми)
  • I. Координационный совет при руководителе администрации мого «Ухта»
  • II. Муниципальная долгосрочная программа «Социальная поддержка инвалидов и обеспечение их среды жизнедеятельности» на 2011–2012 гг.
  • III. Ресурсный центр по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  • Раздел 3. Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса
  • 3.1. Ресурсные центры по инклюзивному образованию – примеры успешных технологий организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
  • 3.2. Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования – важное условие эффективной практики сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
  • 3.3. Психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум) пмпк–как инструмент междисциплинарного взаимодействия для организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
  • 3.4. Технологии проектной деятельности в практике организации инклюзивного образования (город Москва)
  • Проект по развитию инклюзивного образования «Стрижи» Центрального административного округа города Москвы
  • Содержание деятельности участников проекта и основные стратегии работы в инклюзивной образовательной вертикали.
  • 3.5. Вопросы кадрового обеспечения в организации и сопровождении инклюзивного образовательного процесса
  • Кадровое обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования
  • Создание профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.
  • Специфика профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.
  • Показатели эффективности деятельности профессионального сообщества специалистов инклюзивных образовательных учреждений.
  • Основные показатели эффективности использования технологий организации и сопровождения деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики
  • Раздел 4. Финансовое обеспечение инклюзивного образования
  • 4.1. Развитие нового законодательства о социальном обслуживании детей с инвалидностью в системе образования Республики Карелия.
  • 4.2. Финансовое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и классах (общего типа). Опыт Архангельской области.
  • Раздел 5. Участие структур гражданского общества в продвижении инклюзивного образования
  • 5.2. Практика деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае
  • 5.3. Республика Карелия: инициативы Уполномоченного по правам ребенка
  • 5.4. Практика деятельности общественных организаций по развитию инклюзивного образования
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список приложений:
  • 3.5. Вопросы кадрового обеспечения в организации и сопровождении инклюзивного образовательного процесса

    Изменение потребностей родителей как социального заказчика образовательных услуг, включение российского образования в международные процессы, развитие интеграционных процессов в образовании формируют новые требования к квалификации, профессиональной подготовке, в первую очередь, педагогов и психологов, других специалистов образования, включая управленческий корпус. Все это расширяет и усложняет профессиональную деятельность специалистов педагогической направленности, требует от них владения новыми компетенциями, знания смежных отраслей педагогики, в том числе, специальной педагогики и психологии, высокой компетентности в сфере педагогики и общего образования, социальной педагогики и психологии. В этих условиях становится особенно важным создание системы повышения профессиональной квалификации всех участников инклюзивного образовательного процесса.

    Кадровое обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

    Развитие интеграционных процессов в образовании повышает требования и к профессиональной компетентности и пластичности педагога, психолога, администратора в условиях инклюзивной практики, формирует у него потребность в навыках работы в междисциплинарной группе (команде) специалистов.

    Все это требует новых подходов и нового содержания, в первую очередь, программ повышения квалификации специалистов города.

    В связи с этим в рамках деятельности городского ресурсного центра Институтом проблем интегрированного (инклюзивного) образования – ИПИО МГППУ – начата разработка и реализация программ подготовки специалистов к работе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ в различных образовательных учреждениях города.

    В рамках единой программы «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» разработаны 4 направления повышения квалификации специалистов, организованные по модульному принципу (72 часа):

    1-е направление: Деятельность специалиста сопровождения ресурсного центра по сопровождения инклюзивного образования в составе территориального ресурсного центра и территориального ПМПК;

    2-е направление: Особенности управленческой деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;

    3-е направление: Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовательном учреждении;

    4-е направление: Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении.

    Состав групп слушателей по каждому из направлений программ повышения квалификации формируется из предложений окружных ресурсных центров. Направление на обучение согласовывается с окружным управлением образования.

    Создание профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.

    Цель создания сообщества.

    Десятилетний опыт развития инклюзивного образования в Центральном административном округе Москвы доказывает, что инклюзивные процессы в образовании приводят не только к нормализации жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, но и к большей успешности их обычных сверстников за счет повышения профессионального мастерства педагогов. Основное изменение касается принципиально иного подхода к образованию: не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

    Участники продвижения инклюзивных практик отмечают, что потребность в инклюзивном образовании в современном обществе возрастает с каждым днем. Наметилась тенденция перехода от единичных очагов успешного опыта введения инклюзивного подхода в образовании к созданию территориальных систем инклюзивных образовательных вертикалей.

    При этом обострилось противоречие между всевозрастающей потребностью образовательных учреждений в специалистах, готовых принять идеи, философию инклюзивного образования, способных быстро приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, умеющих работать в команде, и несовершенством существующей системы повышения квалификации педагогических кадров.

    К сожалению, к тому моменту академическая школа была готова предложить курсы повышения квалификации, которые знакомили слушателей с типологией дефекта, с традиционными методиками преподавания, рассчитанными на разделение детей по видам нарушений развития.При этом основные затруднения педагоги инклюзивных классов испытывали как раз в недостаточности навыка дифференциации учебных планов, программ, недостаточности информации о методических подходах к организации инклюзивного обучения.

    Необходимо было принимать адекватные организационные меры в экстремально короткие сроки.

    Одним из таких организационных решений было создание профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.

    Главной целью существования таких сообществ является профессиональное общение коллегами и единомышленниками, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между участниками обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование.

    Профессиональное сообщество отличается наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в повседневной профессиональной деятельности. Члены сообщества объединены совместной активностью (от бесед в обеденный перерыв до решения сложных проблем в специально отведенное время) и знаниями, приобретенными в результате участия в этой активности.

    При описании деятельности профессиональных сообществ следует выделять три ключевых характеристики:

      Предмет сообщества – совместная инициатива, понимаемая и разделяемая его членами;

      Способ функционирования – многочисленные встречи, объединяющие членов в социальную группу;

      Результат, выработанный сообществом, – разделяемые членами совместные ресурсы (употребляемый словарь, стиль общения, повседневная практика и т.п.).

    Таким образом, профессиональное сообщество специалистов инклюзивных образовательных учреждений – объединение педагогов разных специальностей, с разным опытом работы, с различным уровнем профессиональной компетентности, реализующих идеи инклюзивного образования в своей повседневной педагогической практике.

    Цели сообщества включают в себя:

      содействие профессиональному росту, развитию исследовательской деятельности педагогов;

      создание условий для включения максимального их числа в обсуждение проблем инклюзивного образования;

      осуществление профессионального обмена педагогическим опытом.

    Условия эффективного взаимодействия специалистов образовательных учреждений округа в рамках сообщества.

    Организация специальных мероприятий в рамках профессионального сообщества на базе окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию помогает педагогам:

        принять философию инклюзии;

        научиться наблюдать за ребенком, отмечая изменения в его поведении и обучении;

        проявить страхи и развенчать предрассудки, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья;

        выявить ресурсы для организации эффективной работы;

        поставить цели для мотивированного восполнения пробелов в профессиональных знаниях;

        осуществить реальное междисциплинарное сотрудничество как внутри своего педагогического коллектива, так и во всех внешних структурах.

    Для эффективного развития профессионального сообщества педагогов инклюзивного образования специалисты окружного ресурсного центра:

      анализируют запрос, выявляя наиболее острые проблемы и недостаточность профессионального и личностного ресурса специалистов ОУ;

      являются инициаторами взаимодействия специалистов учреждений как в «образовательной вертикали», так и «горизонтали», поддерживая инициативу педагогов в обсуждении различных проблем;

      координируют взаимодействие педагогов, предлагая различные его формы: групповые и индивидуальные;

      обладают достаточным методическим ресурсом, готовым к использованию коллегами (включающим и собственный успешный профессиональный опыт, и проанализированный опыт инклюзивного образования в зарубежных странах и регионах России);

      оценивают эффективность взаимодействия в профессиональном сообществе и корректируют его деятельность.

    По результатам деятельности в рамках профессионального сообщества нами были выделены следующие условия , необходимые для его развития :

      Единое образовательное пространство;

      Единые профессиональные интересы;

      Атмосфера принятия и поддержки всех участников сообщества;

      Поддержка инициативы педагогов в поиске и апробации технологий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса инклюзивных ОУ;

      Свобода в выборе форм взаимодействия;

      Постоянное изучение запроса, поиск «болевых точек».