Маркетинг

Что такое база данных егрюл? Когда появился единый государственный реестр юридических лиц? Сведения из госреестра юридических лиц

Чем отличается официальная предпринимательская деятельность от нелегальной, на первый взгляд совершенно понятно. Подпольные бизнесмены уклоняются от уплаты налогов, не соблюдают норм трудового, налогового законодательства, гражданского и уголовного кодекса, не выполняют взятых на себя финансовых обязательств.

Также не может являться законной деятельность предпринимателя, чьи регистрационные документы содержат ошибки, недостоверную или заведомо ложную информацию. Соглашения с такими юридическими и физическими лицами не защищены юридически, а следовательно, потенциально опасны для контрагентов. Именно поэтому, прежде чем заключать договор, бизнесменам рекомендуют проверять будущих партнёров через ЕГР реестр действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет легитимности их деятельности. Действующая на сегодня процедура не занимает много времени и бесплатна, а главное – снижает наполовину риск получения убытков от работ с неблагонадёжными партнёрами.

Реестр ИП в широком смысле представляет собой официальную общедоступную информационную базу, которая в режиме онлайн позволяет ознакомиться с основными регистрационными данными того или иного физлица или юрлица.

Порядок, согласно которому ФНС должно вносить данные в госреестр, а будущий ИП предоставлять только достоверные данные, регламентируется федеральным законом от 08.01. № 129-ФЗ с поправками от 12.17, а также приказами Министерства Финансов РФ от 01.15. № 5-н «Об утверждении Административного регламента».

В этих документах для будущих субъектов налогообложения разъясняется ряд вопросов:

  1. Порядок регистрации физического лица как предпринимателя.
  2. Процедура оформления юридического лица – ООО, АО, КО и т. д.
  3. Порядок изменения сведений, которые были внесены при первичной регистрации.
  4. Способ исправления технических ошибок, неточностей, замеченных в электронном варианте реестра (приказ Минфина от 10.17., вступил в силу 01.03.18).
  5. Способы получения выписки из госреестров ЕГРИП и ЕГРЮЛ.
  6. Перечень обязательных документов, необходимых для прохождения государственной регистрации.
  7. Данные о физлице-предпринимателе или юридическом образовании, которые находятся в общедоступном виде и могут быть скрыты и т. д.

Сведения в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не имеют срока давности. На каждого ИП или предприятие заводится отдельная страница, регистрационная карта, которая содержит все данные об изменениях, преобразованиях и реорганизациях. Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является российским федеральным ресурсом, который представлен в двух видах – бумажном и электронном. Соответственно осуществлять поиск необходимых сведений можно также с личным присутствием в НФС или на государственном портале.

Однотипность и унификация данных возложена на работников государственных контролирующих органов. Так, в случаях изменения кодов по ОКВЭД, кодов субъектов Российской федерации, официально принятых сокращений территориальных единиц и т. д., предпринимателю не нужно проверять актуальность своих данных, исключать устаревшую информацию и вносить новую.

Вносить обновлённые коды и шифры в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или юрлиц – обязанность сотрудников налоговой службы.

ИП или представители предприятий могут подать заявление в НФС о внесении изменений в случае, если хотят добавить или убрать коды по ОКВЭД, исправить ошибки персональных данных, таких как фамилия, имя, отчество на русском языке или латинице, адрес проживания, или внести новые данные в связи с изменением статуса гражданина (гражданин РФ, лицо без гражданства, иностранный гражданин и пр.).

В реестр ИП прежде всего вносятся паспортные данные и индивидуальный налоговый номер (ИНН). Фактически физическому лицу достаточно оплатить государственную пошлину и правильно заполнить заявление в налоговую о регистрации, чтобы получить статус индивидуального предпринимателя и свидетельство о госрегистрации.

Для юридического лица перечень сведений более обширный, а обязательным условием открытия бизнеса является уставной капитал, размер которого устанавливается в законодательном порядке (базой для расчётов выступает МРОТ).

Проверить законность той или иной организации можно по следующим позициям:

  • полное название и официальное сокращение предприятия (фирменное если есть);
  • организационно-правовой статус в соответствии с классификацией Российской Федерации (для иностранных, совместных предприятий их может быть несколько, но в реестре указывается только российский);
  • способ, каким было создано / вновь создано (первое предприятие, реорганизация, её тип) или закрыто, ликвидировано предприятие;
  • точный юридический адрес, электронная почта, которая была указана в заявлении о регистрации юрлица;
  • данные обо всех учредителях и участниках (в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса);
  • данные обо всех изменениях, которые были произведены в регистрационных документах;
  • величина уставного капитала;
  • сведения о полученных лицензиях на ведение отдельных видов деятельности по ОКВЭД;
  • сведения о структурных подразделениях (представительствах и филиалах);
  • ИНН юридического лица;
  • действительные коды по ОКВЭД;
  • регистрационные данные налогоплательщика в пенсионном фонде и фонде социального страхования и некоторые другие сведения.

Не все вышеуказанные сведения о контрагенте ИП или предприятие может получить бесплатно на электронном портале. За некоторыми из них придётся съездить в налоговую и заплатить сумму, установленную правительством в законодательном порядке.

Но даже бесплатных сведений зачастую хватает, чтобы убедиться в благонадёжности потенциального партнёра. Так, например, предприятие может не иметь лицензии или кодов ОКВЭД на осуществление определённых видов деятельности, однако настойчиво предлагает покупателям – физическим лицам и ИП свои услуги. Идти на такую сделку рискованно, так как в случае наступления форс-мажорных обстоятельств или невыполнения фирмой своих обязательств, призвать юрлицо к ответственности или добиться компенсации будет достаточно проблематично.

Единый госреестр юрлиц и индивидуальных предпринимателей перекликается по номеру ОГРН, который присваивается всем лицам в процессе основной государственной регистрации. В свидетельстве о регистрации физического лица-предпринимателя или юрлица обязательно должен присутствовать этот номер, состоящий из 13 цифр. Данный код впоследствии вносится практически во все официальные документы, наравне с ИНН.

Расшифровка номера достаточно проста:

  • первая цифра определяет статус образования (3 – это ИП, 1 или 5 – юрлицо);
  • вторая и третья цифры по порядку – год образования (реорганизации и пр.);
  • четвёртая и пятая цифры в квадратах – действовавшие на момент регистрации коды субъектов Российской Федерации;
  • следующие две цифры – код ФНС по месту регистрации предпринимателя;
  • оставшиеся цифры, кроме последней – это номер организации или физлица-предпринимателя в реестре;
  • последняя цифра представляет собой контрольное число, которое рассчитывается делением предыдущих цифр на число меньшего на один порядок (14 на 13, 12 на 11).

Номер по ОГРН сам по себе содержит достаточно сведений, чтобы дать бизнесмену представление о возможном партнёре.

Контролирующие и проверяющие службы, в соответствии с законодательством РФ и действующими кодексами, имеют больший доступ к сведениям о ИП и юрлицах, нежели обычные пользователи бесплатных государственных порталов.

В число таких организаций входят:

  1. ЦБ РФ.
  2. Минюст.
  3. ИНФС.
  4. МВД, ФСБ и др.

С постановлением на руках они могут получить доступ к некоторым банковским реквизитам и другой приватной информации о соучредителях, владельцах или сотрудниках.

Однако число таких лиц строго ограничено, действовать и отчитываться они должны строго в соответствии с законами Российской Федерации.

Закон о регистрации предусмотрел ведение государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы Ведение реестра юридических лиц было предусмотрено ст.34 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр). Однако на практике указанное правило не выполнялось и единый государственный реестр отсутствовал.. Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующим органом (МНС РФ) в порядке, установленном Правительством РФ Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438). Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.

Единый государственный реестр является информационным банком данных о всех зарегистрированных юридических лицах По состоянию на 28 апреля 2003 г. государственный реестр содержит - 2289,4 тыс. записей, в том числе:

  • - о ранее зарегистрированных юридических лицах, представивших сведения в порядке статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" - 1642,0 тыс.;
  • - о государственной регистрации юридических лиц при их создании - 241,1 тыс.;
  • - о внесении изменений в ЕГРЮЛ - 301,5 тыс.; о ликвидации юридических лиц - 87,6 тыс. // ПРЕСС-РЕЛИЗ
  • - о создании системы государственной регистрации юридических лиц на базе Единого государственного реестра юридических лиц. Составляющей частью его являются регистрационные дела каждого зарегистрированного юридического лица, а также книги учета документов.

В Единый государственный реестр включаются записи о регистрации о создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лицах. Регистрационные дела формируются на каждое регистрируемое юридическое лицо и содержат все документы, представляемые при регистрации. Книги учета и регистрационные дела хранятся без ограничения времени и не подлежат уничтожению. Именно с момента внесения записи в реестр юридическое лицо считается созданным, реорганизованным или ликвидированным.

Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в реестре, обеспечивается за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения Единого государственного реестра.

Единый государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. При этом в случае выявления несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.

В Едином государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

  • - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке;
  • - организационно-правовая форма;
  • - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  • - способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • - сведения об учредителях юридического лица;
  • - копии учредительных документов юридического лица;
  • - сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • - дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
  • - способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);
  • - размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
  • - фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • - сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений. Реестр должен хранить весь объем информации о юридическом лице в течение определенного Правительством РФ времени.

Основанием включения в реестр информации являются документы, представленные заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. Упомянутые мной ранее Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений вводят так называемый «основной государственный регистрационный номер» (далее - ОГРН), т.е. номер записи о создании юридического лица после 1 июля 2002 г. или номер записи предоставления сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. ОГРН, по смыслу Правил, выступает по сути как способ индивидуализации юридического лица, наряду с индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), который присваивается при его постановке на налоговый учет. ОГРН должен быть указан при совершении любых регистрационных действий в отношении конкретного юридического лица. Но, мало того, он еще должен быть указан «во всех документах юридического лица наряду с его наименованием». К.ю.н. А. Иванов http://www.civillaw.ru/ru/news/legalpersons_sublaws.shtml считает, что «при введении ОГРН Правительство РФ явно превысило свои полномочия. Ни ГК, ни Закон вовсе не предусматривают никакого ОГРН. По смыслу названных законов при каждом обращении в регистрирующий орган такому обращению присваивается самостоятельный номер. И не более того! Вопросы учета юридических лиц - дело налоговых органов. Возлагать соответствующие публичные обязанности на юридических лиц было бы несправедливо».

Особенно одиозно выглядит обязанность включать ОГРН во «все документы юридического лица», поскольку «все документы» - понятие крайне расплывчатое. Под него можно повести любую бумагу, которая исходит от юридического лица, в том числе его договоры и даже инструкции по эксплуатации произведенных товаров. «Последовательное применение на практике данного правила повлечет убытки юридических лиц. Но даже если убытки не возникнут, произойдет такое усложнение процедуры деятельности юридических лиц, от которого хотели избавиться при передаче их регистрации налоговым органам» Там же..

Законом на юридических лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение трех дней с момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения).

Регистрационное дело юридического лица содержит все документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий орган.

Поскольку процедура обязательной регистрации юридических лиц существовала и до введения в действие Закона о регистрации, необходимо отметить в реестре и юридические лица, зарегистрированные до 1.07.2002. Закон обязывает уполномоченных лиц юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 закона о регистрации. Это своего рода «всероссийская перепись юридических лиц».

Любое заинтересованное лицо может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом зарегистрированном юридическом лице. Указанная информация являются открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

  • - выписки из государственного реестра. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";
  • - копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
  • - справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Законом установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре сведений не допускается. Более того, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации влечет в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.

Предоставление содержащихся в Едином государственном реестре сведений осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый вышеуказанный документ. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в Едином государственном реестре сведения по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, органов местного самоуправления, а также иных лиц, определенных федеральными законами. Вышеуказанные правила установили, что информация предоставляется по запросу бесплатно:

  • а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • б) юридическому лицу о нем - один раз в год в одном экземпляре в виде выписки из государственного реестра.

С целью обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре Министерству Российской Федерации по налогам и сборам было предписано п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" обеспечить подготовку к публикации и издание сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, по следующим показателям: полное наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц, наименование и адрес регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица. Во исполнение данной обязанности МНС РФ был издан приказ Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. N БГ-3-09/431 «Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц». Было разъяснено, что сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России.

Кроме того п.4 упомянутого Приказа МНС России от 13.08.2002 № БГ-3-09/431 установлено, что для обеспечения открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном реестре, указанные в пункте 1 названного Приказа сведения подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет. Указанные сведения должны обновляться не реже 1 раза в месяц на основании данных о государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр на подведомственной территории. Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующие органы) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, размещены на Интернет-cайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, а также публикуются в средствах массовой информации. Указанные сведения содержат наименование регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов «горячей линии», наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к ответственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в указанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, а также при внесении платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Адреса Интернет-cайтов УМНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайте МНС России в разделе «Территориальные налоговые органы».

В июне 2002 года появилось на свет Постановление Правительства РФ «О Едином государственном реестре юридических лиц». Данный реестр был создан до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

Многие фирмы, зарегистрированные еще в «старые добрые времена» в Государственных регистрационных палатах, хорошо помнят глобальную перерегистрацию в 2002 году. Именно тогда и был введен в действие единый государственные реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно в ту перерегистрацию все организации должны были представить в ИМНС (Инспекции Министерства по налогам и сборам) сведения, необходимые для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и присвоения основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

Но что из себя представляет этот реестр?

Начнем с того, что государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. На сегодняшний день реестр содержится такие сведения, как: полном наименовании юридического лица; ИНН, КПП, ОГРН, дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ); наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; адрес (место нахождения) юридического лица, а также иные необходимые и значимые данные о юридическом лице.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Едином государственном реестре юридических лиц» от 19 июня 2002 г. № 438 государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Реестр является открытым, то есть любое физическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган с запросом о предоставлении сведений из государственного реестра по любой компании или по любому предпринимателю, зарегистрированных в пределах того региона, который обслуживает данный регистрирующий орган.

Собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.

Государственный реестр находится в ведении Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает методические указания по организации получения сведений для включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов.

Сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ - это предусмотренный законом перечень данных, которые постоянно меняются при поступлении информации от организаций, органов государственной власти, и т.д. О содержании реестра и порядке получения сведений из него, расскажем в статье.

Общая информация о ЕГРЮЛ

ЕГРЮЛ – это реестр информации, содержащий различные сведения о юридических лицах, которые когда-либо регистрировались на территории России.

Основным законом, регулирующим порядок ведения реестра и взаимодействия с ним, является ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» от 08.08.2011 № 129-ФЗ. Из ст. 4 данного ФЗ следует, что реестр содержит информацию о создании, реорганизации и ликвидации организаций, а также иные данные и документы. Он ведется как в электронной форме, так и на бумаге.

Ведение реестра осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС). Большая часть данных является открытой для неограниченного числа лиц. Перечень информации, содержащейся в реестре приведен в ст. 5 ФЗ № 129.

Сведения из единого государственного реестра юридических лиц

В ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице (любом) представлены в следующем объеме:

  1. Название организации. Указываются все возможные наименования - сокращенное, на иностранном языке, на языке народов РФ, и т.д. (при наличии). Обязательным является указание полного наименования.
  2. Организационная форма (например, ООО, АО).
  3. Адрес организации.
  4. Сведения об адресе электронной почты в Интернете (при наличии).
  5. Информация обо всех изменениях места нахождения.
  6. Данные о том, каким образом появилась компания - путем создания, либо реорганизации.
  7. Информация об участниках организации, их долях в уставном капитале и их размере, передаче долей в залог, либо в порядке наследования, а также о долях, которыми владеет сама организация.
  8. Подлинный экземпляр, либо нотариально заверенная копия устава.
  9. Информация о правопреемстве. Такие данные представлены только для юр. лиц, которые были реорганизованы, либо ликвидированы, ввиду реорганизации.
  10. Данные об исключении организации из реестра (если была исключена).
  11. Информация о том, что начата процедура ликвидации.
  12. Данные о начале процесса банкротства.
  13. Сведения о размере уставного капитала (паевых взносов, и т.д.).
  14. Информация о лице, которые обладает полномочиями действовать от имени организации без доверенности (Ф.И.О., паспортные данные, ИНН).
  15. Данные о принятых корпоративных договорах.
  16. Информация обо всех полученных лицензиях.
  17. Данные о филиалах и представительствах.
  18. ИНН организации. Дата, когда компания была поставлена на учет, как налогоплательщик.
  19. Коды ОКВЭД (как основной, так и дополнительные).
  20. Информация о регистрации в ПФР и ФСС.
  21. Сведения о начатой процедуре реорганизации.
  22. Данные о начале уменьшения уставного капитала.

Какие сведения из госреестра юридических лиц не доступны для свободного доступа?

По общему правилу реестр открыт и общедоступен. Это значит, что любой желающий вправе получить из него выписку, содержащую данные о любой организации. Данные могут запрашиваться не только физическими лицами, но и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Существует возможность направить за выпиской представителя, действующего по доверенности.

Однако выписка будет содержать не все данные. Это связано с тем, что ст. 6 ФЗ № 129 закрепляет объем недоступных для заявителей сведений.

К ним отнесены персональные данные:

  • номера, серии паспортов;
  • даты их выдачи;
  • органы, выдавшие документ;
  • адреса места регистрации физических лиц (например, участников организаций, их директоров).

Такие сведения доступны для получения исключительно государственными органами, в частности судами.

Можно обойти ограничения двумя способами. Если в суде рассматривается дело, в котором участвует организация, можно заявить ходатайство об истребовании доказательств, и запросить полную выписку со всеми данными о ней. Второй вариант - написать заявление в ФНС о предоставлении копии учредительных документов организации. Если в них есть какие-либо паспортные данные или адреса физических лиц (участников, директора), они не будут скрыты. Однако такие сведения в уставе указываются не часто.

Где можно получить сведения о юридических лицах, внесенные в ЕГРЮЛ?

Сведения из единого реестра юридических лиц предоставляются исключительно в форме выписок. Они выдаются по правилам, определенным Административным регламентом, который утвержден Приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5н.

Получить выписку, форма которой также утверждена приведённым Регламентом, можно, обратившись:

  • в любое подразделение ФНС.
  • в МФЦ (не зависимо от места его нахождения).

Если необходимо получить не сведения, а документы из реестра, требуется обращаться с заявлением в МФЦ, или налоговый орган по месту регистрации организации.

Для того, чтобы сделать запрос, необходим только паспорт. Если запрос подает представитель, понадобится также доверенность. Имеется возможность получить данные через Интернет. В этом случае паспорт не потребуется.

Инструкция по получению данных из реестра на бумажном носителе

Сведения из реестра юридических лиц на бумажном носителе предоставляются на основании заявления (запроса). Для получения бумажной выписки необходимо действовать в соответствии с требованиями п. 20 Регламента. Запрос составляется в свободной форме, однако должен содержать данные, предусмотренные указанным пунктом Регламента.

К таким сведениям относятся:

  1. Информация о названии компании, сведения о которой требуется получить.
  2. ОГРН такой фирмы.
  3. Сведения о заявителе - фамилия, имя, отчество. Если запрос подается юридическим лицом, необходимо указать наименование и ОГРН.
  4. Телефонный номер заявителя.
  5. Адрес регистрации (места нахождения для юр. лиц).
  6. Адрес электронной почты (при наличии).
  7. Порядок получения документа из реестра (по почте, при личной явке, на адрес электронной почты, через портал ФНС или государственных услуг).

Запрос необходимо подписать, передать уполномоченному сотруднику МФЦ или ФНС.

Образец запроса выглядит следующим образом:

Его можно скачать .

Инструкция по получению данных из реестра в электронном виде

Порядок получения данных из реестра в электронной форме установлен п. 92-109 Регламента. Предусмотрено два варианта направления запроса через Интернет:

  1. Через сайт ФНС можно за несколько секунд получить незаверенную выписку из реестра по любой организации.
  2. Через сервис на сайте ФНС можно получить заверенный электронной цифровой подписью (ЭЦП) документ.

Для получения незаверенной выписки требуется:

  1. //egrul.nalog.ru/ .
  2. Заполнить либо ОГРН организации, либо ее наименование и регион места нахождения.
  3. Ввести цифры с кодом с картинки (капча).
  4. Нажать кнопку “Найти”.

Для получения заверенной ЭЦП выписки необходимо:

  1. Перейти на сайт ФНС по адресу: //service.nalog.ru/vyp/
  2. Зарегистрироваться в сервисе, указав личные данные.
  3. Направить запрос на предоставление данных.
  4. Получить сведения.

Выписка, заверенная цифровой подписью, по юридической силе эквивалентна бумажному документу с подписью должностного лица налогового органа и печатью ФНС.

Какова стоимость получения данных из реестра?

Выписки в электронной форме предоставляются бесплатно. Это правило предусмотрено п. 1 ст. 7 ФЗ № 129. За получение бумажного варианта необходимо заплатить. Размер пошлины закреплен в Постановлении Правительства РФ от 19.05.204 № 462 (в п. 1).

Стоимость предоставляется бумажной выписки – 200 рублей. Срок подготовки документа – 5 дней. Если требуется получить бумагу быстрее, можно уплатить 400 рублей. В этом случае, забрать готовый документ можно уже на следующий день после подачи запроса. Если повезет, возможно получение выписки в день обращения.

Каждая выписка оплачивается отдельно. Если требуется получить документы по нескольким организациям, необходимо умножать указанные выше суммы на их количество. Например, получение срочных данных о 3 компаниях будет стоить 400*3=1200 рублей.

Таким образом, ЕГРЮЛ упрощает доступ к сведениям о зарегистрированных в России организациях. Доступ к нему имеется у любого лица, предоставляется безвозмездно. Если же требуется получить бумажный документ, необходимо заплатить пошлину.

В условиях развития коммерческой деятельности количество предпринимателей стабильно растет. Для учета созданных ими организаций создан Единый государственный реестр юридических лиц. Краткое название полученной базы — ЕГРЮЛ. Реестр является перечислением всех официально зарегистрированных в стране компаний и содержит обширную информацию о каждой из них.

Что подлежит регистрации в ФНС

Единый государственный реестр юридических лиц существует в Российской Федерации с 2002 года. С этого времени каждая организация обязана быть внесена в общую базу, где ведется учет функционирующих на территории России юридических лиц .

Информация о компании в государственный реестр вносится в соответствии с утвержденной формой, поэтому есть ряд обязательных пунктов:

  1. Наименование организации . Должны быть указаны полное название (с расшифровкой аббревиатур) и сокращенное. Если в названии присутствуют иноязычные слова, обязательно написание их и в исконном виде, и русскими буквами. Также должно присутствовать наименование фирмы в случае различия с юридическим названием компании.
  2. Юридический статус организации . Необходима информация об организационно-правовой форме собственности: ОАО, ООО, ЗАО, ПАО, АО, кооператив, некоммерческое, унитарное предприятие, товарищество и т.д.
  3. Дата и способ создания предприятия . Компания может начать своё существование с нуля, а может быть результатом реорганизации.
  4. Сведения об учредителях, акционерах и владельцах юридического лица . Прописываются имена, паспортные данные и ИНН всех участников общества, руководителей (Директора или Генерального директора), собственников и иных лиц, обладающих постоянным правом подписи и управления компании.
  5. Уставной капитал . В реестр вносится информация о том, какого размера уставной капитал организации, из чего он состоит (уставной фонд, паевые взносы, собственный капитал, резервный капитал и прочее) и какая его часть внесена каждым участником.
  6. Учредительные документы . Указывается, на основании каких документов существует компания. Чаще всего это Устав. Отсюда берется большая часть информации о юридическом лице. Для внесения в реестр обязательно прилагаются оригиналы или заверенные копии этих документов.
  7. Юридический адрес организации .
  8. Данные об офисах, представительствах и филиалах компании , осуществляющих основную деятельность организации (как правило, они упомянуты в Уставе).
  9. ИНН юридического лица и коды ОКВЭД . При внесении организации в ЕГРЮЛ необходимо указать направления экономической деятельности, составляющие работу предприятия. Занятие незарегистрированными видами деятельности незаконно.
  10. Сведения об имеющихся лицензиях . Если компания занимается деятельностью, осуществление которой возможно только при наличии соответствующей лицензии, обязательна отметка о ней и в реестре.
  11. Информация о регистрации организации в ПФР и ФСС .

Занесение информации о ЮЛ осуществляют налоговые органы по месту регистрации компании. Записи в ЕГРЮЛ о создании организации присваивается основной государственный регистрационный номер ().

Если компания существует дольше, чем с 1 июля 2002 года, или находится на территории республики Крым, или в городе Севастополь, и создана до включения этих территорий в РФ, то основным регистрационным номером станет любая первая запись в ЕГРЮЛ. Этот номер в дальнейшем считается одним из основных реквизитов организации и указывается во всех необходимых документах.

Все последующие записи вносятся в реестр в хронологическом порядке и также получают свой регистрационный номер (ГРН). При внесении изменений основной номер не меняется. При этом в записях об изменениях и в документах, подтверждающих это, отображается ОГРН.

Есть несколько случаев, в которых положено вносить информацию в ЕГРЮЛ:

  1. Первичная регистрация организации.
  2. Внесение изменений о действующей компании.
  3. Указание сведений об остановке деятельности ЮЛ.

Для первичной регистрации организации в Едином государственном реестре в органы ФНС нужно предоставить следующие документы:

  1. , где сообщается вся требуемая информация.
  2. Документы, удостоверяющие личность лиц, сведения о которых будут указаны в базе.
  3. Учредительные документы.
  4. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Особое внимание следует уделить заполнению заявления. В целях экономии времени и сил важно избежать ошибок, для их исправления потребуются дополнительные обращения в ФНС.

Внесение изменений может происходить двумя способами: исключение устаревших данных и их полная замена на новые или изменение сведений частично . В обоих случаях для регистрации понадобится соответствующее заявление от представителя ЮЛ.

Если организация прекратила своё существование, также вносятся данные в ЕГРЮЛ. В этой ситуации информация о юридическом лице не удаляется из базы данных, она по-прежнему остаётся в доступе, но включает в себя отметку об окончании деятельности.

Ведение ЕГРЮЛ осуществляется на электронных и бумажных носителях . Электронный вариант позволяет учитывать данные реестра другими федеральными информационными сетями. Представленные в налоговые органы при регистрации документы хранятся на бумажных носителях в соответствии с установленным регламентом. Они служат подтверждением информации, содержащейся в электронной базе, при расхождении сведений приоритетными являются те, что отображены в бумажном варианте.

Свидетельство ЕГРЮЛ

Пройдя процедуру регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, организация получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Это бумажный документ, напечатанный на гербовой бумаге, на нем прописывается ОГРН и указывается дата последнего внесенного изменения. То есть по истечению времени свидетельств у одного юридического лица может быть несколько, но основной номер в них будет один.

В дальнейшем этот документ нужен организации для взаимодействия с другими компаниями, он входит в пакет основных документов юридического лица наряду с ИНН, Уставом и т.д.

Расшифровка номера

Указанный в свидетельстве номер состоит из 13 знаков, и это не случайный набор цифр. Каждое сочетание имеет своё значение.

  • 1-й знак — признак отнесения записи к ОГРН — «1», «5», к ГРН — «2», «6», «7», «8», «9»;
  • 2-й и 3-й знаки — обозначают год внесения записи (последние две его цифры);
  • 4-й и 5-й знаки — указывают на субъект РФ;
  • с 6-ого по 12-й знак — номер записи, зафиксированной в ЕГРЮЛ в течение года;
  • 13-й знак — контрольная цифра, которая высчитывается путем деления числа, полученного из остальных 12 цифр, на «11» (берется целое число от «1» до «9»).

Доступ к информации и её проверка

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся персональные сведения об организации, поэтому в целях безопасности информация не в полном объеме и не на одинаковых условиях доступна. Неограниченный и бесплатный доступ к данным реестра имеют лишь специальные органы, обеспечивающие законность деятельности компаний, а именно:

  1. Федеральная налоговая служба РФ.
  2. Министерство юстиции РФ.
  3. Федеральные органы исполнительной власти РФ (МВД, ФСБ и др.).
  4. Центральный банк РФ.

Доступ к некоторым банковским реквизитам юридических лиц и частной информации об учредителях и владельцах открыт только конкретным сотрудникам перечисленных организаций и при наличии соответствующего разрешения.

В целом же данные из реестра, оглашение которых не грозит какими-либо последствиями, можно получить любому пользователю. Для этого необходимо сделать письменный запрос в ФНС либо воспользоваться электронной базой.

Для проверки информации достаточно выгрузить электронную версию. В настоящее время услугу открытого доступа к реестру предоставляет немало различных интернет-сервисов, но за определенную плату.

С недавних пор можно взять выписку ЕГРЮЛ или копии приложенных документов в электронном виде на сайте ФНС nalog.ru . Эта услуга предоставляется бесплатно. По выгружается файл в формате pdf., в котором находится вся информация по выбранной организации, включая внесенные изменения, однако, как отмечают пользователи, ещё не по всем юридическим лицам это работает. Во избежание получения недостаточно актуальной информации лучше дополнительно использовать и другие сервисы ФНС.

Как заказать выписку из ЕГРЮЛ — в данном видео.

Зачем нужна выписка

Единый реестр существует не только для того, чтобы фиксировать образование, ликвидацию предприятия и происходящие в нем изменения. Хранящиеся в нем данные часто бывают необходимы в различных ситуациях. Тогда интересующиеся компании или лица обращаются к выписке из ЕГРЮЛ, которая формируется на основании всех внесенных данных об организации на момент запроса.

Вот случаи, в которых она может понадобиться:

  1. Для нотариального заверения документов, касающихся деятельности организации . В выписке видно, теми ли полномочиями обладает руководитель или иной представитель.
  2. Для взаимодействия с другими организациями . Так компании до начала совместной работы проверяют будущего партнера или контрагента, сверяют адрес, уставной капитал, сферу деятельности, юридический статус и текущее состояние предприятия (не фиктивное ли оно и не находится ли в процессе ликвидации).
  3. Для работы с банками . При открытии расчетного счета выписка ЕГРЮЛ — обязательный документ. На его основании делается вывод о достоверности информации, которую сообщает компания.
  4. Для участия в аукционах, торгах и тендерах . В этих случаях также необходимы подтвержденные сведения о юридическом лице, подающем заявку, так как в целях получения заказа недобросовестные организации могут пытаться искажать сведения.
  5. Для заключения договоров, связанных с недвижимостью .
  6. Также данные ЕГРЮЛ используются при формировании базы налогообложения .

Особенности получения

Способ получения выписки ЕГРЮЛ определяет её вид и область применения:

  1. Неофициальная (взятая из интернет-ресурсов) — служит источником информации, но не предъявляется по месту требования в качестве подтверждающего документа.
  2. Официальная (сформированная непосредственно органами ФНС) — заверенный документ, имеющий юридическую силу.

Если нужен официальный документ из налоговой, заверенный подписью и гербовой печатью, электронной выгрузки будет недостаточно, необходимо сделать запрос в территориальные органы ФНС. Для этого пишется заявление в специальной форме, на его основании налоговая служба формирует выписку ЕГРЮЛ, заверяет и предоставляет заявителю.

Для лица, представляющего саму организацию, документ делается бесплатно в течение 5 рабочих дней. При обращении стороннего сотрудника взимается плата в размере 200 рублей. Если выписка нужна срочно, соответствующая пометка указывается в заявлении на получение выписки ЕГРЮЛ. Тогда документ будет готов на следующий рабочий день, но стоимость услуги вырастет до 400 рублей.

В зависимости от желаемого срока изготовления выписок их можно подразделить на 2 вида :

  • обычная (в течение 5 дней);
  • срочная (1 рабочий день).

Готовая выписка обязательно датируется и выдается в двух экземплярах, один из которых остается в налоговой, а второй – в руках заявителя.

Какие изменения подлежат регистрации

В период существования юридического лица могут меняться многие характеристики. Есть обстоятельства, изменение которых обязательно отражать в Едином государственном реестре:

  • смена названия юридического лица;
  • изменение руководства компании;
  • новые паспортные данные руководителя;
  • замена учредителей или иное их количество;
  • другой юридический адрес компании;
  • изменение размера или перераспределение между учредителями уставного капитала организации;
  • смена или дополнение сфер деятельности компании;
  • обновление некоторых иных существенных положений Устава.

Как регистрировать

Чтобы зафиксировать в ЕГРЮЛ перечисленные изменения, нужно обратиться в органы ФНС по месту регистрации с заявлением. Оно должно быть заполнено по унифицированной форме или Р13001 (в зависимости от того, какая именно причина), иметь подпись руководителя организации и быть заверено нотариусом.

К заявлению необходимо приложить удостоверяющие личность документы, решение учредителей о внесении изменений и новый вариант Устава в двух экземплярах (или иное изложение изменений).

Если у юридического лица меняется руководитель, заявления должны заполняться от лица нового директора, и везде должна стоять его подпись.

Плюс к этим документам следует добавить квитанцию об оплате госпошлины. Стоимость госпошлины за внесение изменений в ЕГРЮЛ — 800 рублей.

Сроки внесения

По действующему законодательству определены сроки внесения изменений налоговыми органами. По истечении 5 рабочих дней налоговая инспекция обязана предоставить готовые документы. Есть ограничения по времени и для самих организаций.

С момента официально зарегистрированного принятия решения об изменениях должно пройти не более 3 дней, иначе полагается штраф в размере 5000 рублей.

Запрос на внесение изменений может осуществлять не сам руководитель организации, его присутствие потребуется только при посещении нотариуса. В налоговую инспекцию может обратиться уполномоченный представитель компании, достаточно составить доверенность на него, она также будет задействована при приеме пакета документов.

При регистрации изменений в реестре заявителю предоставляется Лист записи. Это документ государственного образца, заполненный по форме Р50007. Он является официальным подтверждением внесения изменений относительно конкретного юридического лица. В отличие от выписки Лист записи содержит информацию только о фиксируемых изменениях, а не обо всей компании.

Причины и последствия исключения из реестра

При ликвидации юридического лица происходит его исключение из ЕГРЮЛ. Организация может быть ликвидирована в двух случаях:

  • добровольно — по инициативе самих учредителей;
  • принудительно — по решению суда или органов ФНС.

Когда ликвидации предприятия проводится по собственному решению, необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию, предоставив соответствующее заявление.

Налоговые органы могут инициировать исключение компании из ЕГРЮЛ, если организация не отчитывается перед налоговой инспекцией в течение 1 года или если на протяжении целого года как минимум в одном банке у компании нет ни одной операции по расчетному счету.

После исключения из Единого реестра организация перестает быть в числе действующих. Если ликвидация была принудительной и в результате судебных разбирательств компания допущена к работе, восстановление в ЕГРЮЛ возможно. В случае добровольного прекращения деятельности процесс необратим. В результате сведения о юридическом лице остаются в доступе, но в информации о компании будет присутствовать запись об остановке деятельности организации.

Как получить официальную выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, узнайте в данном видео.